Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2024
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех русских святых

Протоиерей Валерий Захаров
 Архимандрит Кирилл (Павлов)

Протоиерей Валерий Захаров
Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех русских святых

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ныне, братья и сестры, для всех нас, чад Русской Православной Церкви, особое, велие торжество. Сегодня мы совершаем молитвенное прославление всех святых, в земле Российской просиявших, всех тех, кто является нашими старшими сродниками, нашими братьями и сестрами. Я хочу привести вам сейчас слово, произнесенное новомучеником нашей Святой Церкви — святителем Владимиром, митрополитом Киевским: «Взгляните на небо, — обращается к нам святитель Христов, — усыпанное звездами. Какая красота! Какое необъятное число и разнообразие! Но есть другое небо и другие звезды. Это дивные угодники Божии, сияющие вечной славой в Церкви Небесной. Они, подобно небесным звездам, вращаются вокруг небесного Солнца — Христа, сияют светом любви Христовой и молятся и ходатайствуют за нас, грешных, желая и нам достигнуть Царствия Небесного». «И кто знает, — продолжает далее святитель Владимир, — может быть, за их святые молитвы Господь Бог терпит нас, сохраняет нас от погибели, от кары небесной, ожидая нашего обращения». Да, действительно, братья и сестры, именно благодаря молитвам святых за землю нашу, за всех нас, живущих на ней, Господь еще пробавляет нам Свои богатые и щедрые милости. Господь по их молитвам прощает нам многие согрешения наши и замедляет Свой приход для того, чтобы судить нас по делам нашим.
      Сегодня все мы призываемся Церковью Христовой прославить святых подвижников веры и благочестия, прославить наших старших братьев и сестер, которые так же, как и мы с вами, жили на этой земле, но которые, услышав призыв Божий: «Идите за Мной» (Мф. 4,19), пошли за Христом. Какой для всех нас, братья и сестры, заключается в этом урок. И мы так же, слыша этот призыв Божий, обращенный к каждому из нас, должны следовать за своим Господом так, как за ним следовали святые подвижники веры и благочестия. Всматриваясь в образ святых, мы должны прежде всего научиться подражать их жизни, их подвигу, их любви, их смирению, их желанию положить жизнь свою за то, чтобы не на словах, а на деле совершилось исполнение заповедей Христовых.
      В чем отличие святых от нас с вами? В отличие от нас, они верили в истинность слов Христа Спасителя. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это приложится вам» (Мф. 6,33). Нам кажется, что в этих словах находится какая-то неправда или ошибка. Не может быть так. Как может все приложиться, если мы будем искать только Царствия Божия?! Но в этом-то наша беда, в этом-то и заключается вся пагубность ошибки, которую мы все допускаем. Истина и правда заложены в этих словах Христа Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия». Если мы внимательно всмотримся в образ святых подвижников веры и благочестия, то мы сможем еще и еще раз убедиться в истинности и правдивости этих Христовых слов. Я не буду сейчас приводить примеры очень многих и весьма ярких святых нашей Русской Православной Церкви, но давайте вспомним хотя бы несколько примеров. Возьмем святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца. Он всю свою жизнь посвятил тому, чтобы Церковь Христова, Церковь Православная процветала на Руси. Но с процветанием Церкви и государство Российское возрастало. Церковь Христова росла, и государство росло. Святой благоверный князь Александр Невский. Имя его всем нам хорошо известно. Он шел защищать Церковь Русскую, Церковь Православную, а вместе с Церковью защищал Отечество и народ русский. Он искал Царствия Божия, и все остальное приложилось ему. Или возьмем наших святых царственных мучеников: императора Николая, императрицу Александру, цесаревича Алексия, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Разве в их жизни мы не видим то же самое? Искали они Царствия Божия, и все остальное приложилось им. Вот какой урок все мы должны извлечь из сегодняшнего праздничного события. А разве не искал Царства Божия святитель исповедник Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, святые останки которого находятся в нашем соборе? Царства Божия он прежде всего искал. Так и мы, братья и сестры, должны идти тем путем, по которому призывает нас идти Господь и Спаситель наш Иисус Христос. «Ищите же прежде Царства Божия, — говорит нам Господь, — и это все приложится вам».
      Когда мы прославляем память святых, в земле Российской просиявших, то естественно нам спросить самих себя: а являюсь ли я достойным чадом нашей Святой Христовой Православной Церкви? Это очень важный, братья и сестры, вопрос. И как ответить на него? Что сказать? Являемся ли мы живыми чадами Церкви Христовой или только по одному наименованию причисляем себя к чадам Русской Православной Церкви? Для того, чтобы всем нам ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить слова апостола Павла, те слова, с которыми он обращался в своем втором послании к Коринфянам. Он говорил: «Испытывайте самих себя: в вере ли вы? Самих себя исследывайте» (13,5). Это очень важные для нас слова. Для того, чтобы по-настоящему испытать самого себя, необходимо ответить самому себе еще на один вопрос: а есть ли в моей жизни те плоды, которые я, как христианин, должен иметь? Мы знаем слова Христа Спасителя, Который сказал: «Итак по плодам их узнаете их» (Мф. 7,20). Каждый человек познается по тем делам, которые он совершает. Господь говорит: «Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое древо доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7,16-17). Но какие же плоды мы с вами, верующие во Христа люди, должны принести? Я вам уже неоднократно напоминал слова апостола Павла, который в послании к Галатам перечисляет все плоды, которые мы должны иметь в своей жизни. «Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (5,22). Эти плоды терпеливо ожидает от нас Господь и Спаситель наш Иисус Христос. И я хочу сказать, что Господь и судить нас будет по этим плодам. Это очень важно каждому из нас помнить и знать.
      Вспомним притчу Христа Спасителя, в которой Он говорит о неразумном человеке, который получил талант от господина своего, но вместо того, чтобы правильно распорядиться им и приумножить его, он закопал этот талант. Давайте спросим самих себя, братья и сестры, а не похожи ли мы на этого человека? Не закапываем ли и мы таланты, данные нам нашим Богом? Давайте сейчас спросим самих себя: а возрастает ли во мне любовь ко Господу? Есть ли во мне такая любовь, когда верный сын Небесного Отца любит Господа своего больше всего на свете, больше всего желает исполнить волю Божию, больше всего боится нарушить волю Божию и погубить свою бессмертную душу? Но когда мы говорим о любви к Богу, то мы говорим и о любви к окружающим нас людям. Господь говорит нам: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). Есть ли в нашем сердце любовь к окружающим нас людям? Если беспристрастно спросить сейчас свою совесть, то, наверное, каждый из нас может сказать: нет любви, но есть ненависть, есть вражда, зависть, есть злоба, есть все, что угодно, а любви — нет. А ведь если любви нет, — и это снова слова апостола Павла, — «то я — медь звенящая и кимвал звучащий» (1 Кор. 13,1). Нет во мне любви, значит, ничего нет, и можно много рассуждать и говорить о христианстве и о вере в Бога, но если нет любви, то и веры нет и христианства нет. Один пустой звук. Вот, братья и сестры, как важно всем нам в своей земной жизни любить Бога так, как учит нас заповедь, любить Бога всем сердцем, всею крепостью, всею мыслью своею, всею душою своею. И ближнего необходимо любить так, как мы любим самих себя.
      Давайте пойдем дальше и спросим себя: а есть ли в нашем сердце радость? Сколько болезней, сколько переживаний, сколько нестроений, сколько слез — перечислять можно бесконечно — всего того, что радостью никак назвать невозможно. О какой там радости может идти речь?! Да и может ли радоваться православный верующий христианин?! Вот скорбеть — должен, печалиться — тоже, но радоваться? Верующему, да еще и православному — никак нельзя. А апостол Павел радость именует плодом Духа Святого. Давайте, братья и сестры, спросим самих себя: а живет ли в нашем сердце радость, светлая, святая радость о том, что у нас есть бессмертная душа, что все мы спасены бесценной Кровью Христа, что все мы рождены для вечной жизни, что Отец наш Небесный терпит нас, невзирая на многие наши грехи и отступления от Него. Живет ли в нашем сердце радость оттого, что Господь приготовил для каждого из нас обитель в Своем Небесном Царстве? Вот какая радость должна жить в нашем сердце.
      А обитает ли в нашем сердце мир о Господе? Мир совести, когда человек может взирать на Господа чистыми духовными очами? И когда такой же чистой душою мы можем смотреть в глаза друг другу, простив затаенные обиды, не имея злобы и вражды друг на друга, удерживая язык свой от осуждения? Обитает ли в нашем сердце этот мир Божий?
      Научились ли мы с вами быть долготерпеливыми? Это плод жизни с Христом, если всякую скорбь мы принимаем как от руки Божией, если никакая скорбь не раздражает нас и не вызывает озлобления. К сожалению, братья и сестры, как все это не похоже на нас с вами. Любая скорбь, малейшее слово, сказанное против нас, сразу вызывает в нас бурю возмущения. Мы не умеем терпеть. Но ведь Господь Сам терпел и заповедовал нам терпеть, говоря, что только те, кто претерпят до конца, только они будут спасены. Мы говорили в прошлый раз, что наша беда заключается в том, что мы не достаточно верим в Бога, если и верим в Бога, то, по крайней мере, не верим Богу. Господь говорит нам: «Живите так, поступайте так», а мы не верим Ему, мы говорим, что это неправда, это неправильно, это для нас непостижимо и мы будем жить совершенно иначе. А потом, когда начинаются проблемы, тогда мы начинаем задавать вопросы Богу: «Господи, а почему это со мной случилось? Почему Ты так ко мне несправедлив? Почему Ты так жестоко со мною обращаешься?» А происходит это потому, что мы живем неправильно, и не Бог с нами жестоко обращается, а мы себя приводим в такое состояние своим отношением к Богу.
      Но давайте, братья и сестры, продолжим испытывать себя по тем плодам, о которых нам напоминает апостол Павел. Есть ли в нашем сердце благость? Это такое состояние человека, когда он не различает между своими собратьями друзей и недругов, когда все для него являются равными, и все люди — не враги, а его близкие, его друзья, когда ко всем он обращается благостно, с любовью.
      А сияет ли наше сердце милосердием, когда мы готовы не от избытка, а, может, даже от недостатка своего помочь тем, кто нуждается в нашей помощи? «Блаженны милостивые, — говорит Господь, — ибо они помилованы будут» (Мф. 5,7). Господь дарует эту величайшую награду — милосердным, милующим людям, а мы как бы не слышим этих слов, мы опять не доверяем и не верим Богу. Поэтому так мы жестоковыйны, так скупы бываем по отношению к тем, кто нуждается в нашей помощи? А украшает ли нас вера в Бога, та вера, которая не знает сомнений и колебаний, твердая, как скала, вера в силу слова Божия, как слова истинного, всемогущего Бога. Мы с вами очень часто говорили о вере и знаем, что наша вера должна стать доверием к Богу, каждый из нас должен научиться доверять Богу. Но имеем ли мы это доверие к Богу?
      Являемся ли мы кроткими и смиренными? Бываем ли снисходительны к тем, кто наносит нам обиды и оскорбления? Это не праздный вопрос. К сожалению, и этих добродетелей нет в нашей жизни. Вместо кротости и смирения — гордость, самолюбование, самохвальство. А мы должны помнить слова Священного Писания, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4,6). Господь Сам говорит: «Научитесь от на Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11,29). И мы снова не верим Господу, нам снова кажется, что это относится к кому-то другому. А я буду жить так, как я хочу, без всякой перемены. Но спросим самих себя: может ли человек, не преобразившийся, не освятившийся благодатью Божией, войти в Царство Небесное? Я думаю, что каждый на этот вопрос ответит отрицательно и будет прав. Так если мы говорим, что не может человек войти в Царство Небесное, не может быть с Христом во всей полноте, если не преобразится, не изменится, то почему мы не меняемся, почему не стремимся к своему преображению, почему откладываем его на более поздний срок?!
      Видите, братья и сестры, какой урок всем нам преподносит сегодня Святая Христова Православная Церковь. Нам лишь нужно быть внимательным к этим назиданиям, чтобы наша жизнь была полна теми плодами Духа Святого, которые мы, как христиане, должны стяжать в своей жизни. Тогда мы действительно будем достойными детьми нашей Святой Церкви, тогда мы будем достойными подражателями наших старших братьев и сестер, которые ныне предстоят в славе престолу Божию. Поэтому, братья и сестры, растите, умножайте в своих сердцах любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Во всем этом наше вечное, небесное богатство, наша вечная духовная красота. Аминь
29 июня2003 г.

Архимандрит Кирилл (Павлов)
Проповедь в Неделю 2-ю по Пятидесятнице,
Всех святых, в земле Российской просиявших
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе! Сегодня Православная Церковь торжественно празднует светлую память всех святых, в земле Русской просиявших, прославленных Богом за их богоугодные подвиги и святую жизнь. Это первенцы православного русского народа, искупленные бесценной Кровью Христовой и освященные благодатью Святаго Духа, приведенные к Богу Отцу Иисусом Христом. Это благословенные плоды святой православной веры, христианства, насажденного в среде нашего русского народа.

 

Вспомните, чем было наше Отечество до принятия христианства? Дикой, варварской страной, где идолам приносились человеческие жертвы, где жизнь протекала в войнах, разврате, жестокости и насилии. Но лишь только засиял луч христианской веры в России, как жизнь народа сразу переродилась. Из жестокого, развращенного языческого наш народ под влиянием христианской веры стал народом кротким, отличающимся редкостной добротой души, простотой веры, преданностью Иисусу Христу и Божией Матери, такой преданностью, что за православную веру люди русские всегда готовы были не пощадить и самой своей жизни.

 

И вот в среде этого просвещенного верою нашего православного народа воспиталось и прославилось множество угодников Божиих: преподобных, мучеников, святителей, святых жен, Христа ради юродивых, так что нет такого уголка в России, нет крупного города, который не имел бы в своих пределах светильников и молитвенников за Землю Русскую. Возжженный на горах Киевских свет христианской веры принес свои обильные плоды в лице преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Изобилует святыми и наш юг, где запечатлели верность Христу своей мученической смертью семь Херсонских священномучеников. На севере нашей страны кому не известны прославленные святые, такие, как преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, чудотворцы? В пределах Новгородских и Вологодских кому не известны подвигами преподобные отцы Кирилл Белоезерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Ферапонт Можайский и многие другие?

 

Рязань красуется прославленным своим святителем Василием Рязанским, мучеником Романом. Переславль имеет своими светильниками преподобных Даниила и Никиту Переславльских. Москва имеет своих покровителей и молитвенников в лице первосвятителей — святых Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Города Ярославль, Смоленск, Вологда, Казань, Астрахань, Муром, Ростов, Владимир — все имеют своих заступников и молитвенников пред Престолом Божиим. Даже далекая Сибирь и та сияет такими светильниками, как, например, Иннокентий и Софроний Иркутские, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский.

 

Православная вера воспитала таких великих русских святых, как Преподобный Сергий Радонежский, подвизавшийся в тамбовских лесах Преподобный Серафим Саровский, святители Иоасаф Белгородский и Тихон Воронежский. Имена этих угодников Божиих дороги не только для православных русских людей, но с любовью почитаются они и далеко за пределами нашей страны. Так богато наше Отечество молитвенниками, прославленными святыми, которых насчитывается более четырехсот. А сколько есть подвижников, Богу угодивших, чьи имена нам неизвестны! И это число святых увеличилось особенно в последнее время, когда за веру Христову, за исповедание слова Божия верные сыны Православной Церкви своей стойкостью и мужеством победили диавола и тем сподобились небесных венцов и блаженной вечной жизни.

 

Дорогие братия и сестры, имея столь великое множество святых, просиявших в нашей Русской земле, мы с вами должны радоваться и утешаться, что мы не одни, но имеем на Небесах своих старших братьев, наших покровителей и ходатаев, которые видят все наши нужды и слышат все наши молитвы и воздыхания.

 

Обратимся же и сегодня к ним с усердным молением о Земле Русской и о спасении душ наших, чтобы они своими молитвами испросили для нас милость и благодать Божию:

 

Вси святии земли нашея, молите Бога о нас!
Аминь.

 

 

 

Дата создания:  04.06.2007 09:01:00

← Назад к списку

 
 




   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100