Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
ПРОТОИЕРЕЙ ЛИВЕРИЙ ВОРОНОВ Патриарх Пимен (Извеков)Протоиерей Василий Ермаков
СЛОВО ПРОФЕССОРА ПРОТОИЕРЕЯ ЛИВЕРИЯ ВОРОНОВА В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ"Крест - красота Церкви" (Светилен праздника)
Говорить о Кресте - значит прикасаться к необъятному, входить во Святая Святых христиан око и религии, проповедывать "премудрость Божию, тайною, сокровенную, которую предназначил Бог прежде -веков к славе .нашей" (1 Кор. 2, 7),
И вместе с тем, говорить о Кресте - значит напоминать о самом близком, родном, доступном; о драгоценнейшем украшении и славе Церкви; о предмете нашей радости и похвалы (Гал. 6, 14).
Для внутреннего духовного сознания (православного христианина Крест Христов есть прежде всего достопоклоняемый таинственный Жертвенник, ;на котором претерпел заколение Божественный Агнец, по бесконечной любви воспринявший на Себя грехи мира, омывший весь род человеческий Своей пречистой Кровью, примиривший нас, "бывших некогда отчужденными и врагами" (Кол. 1, 21), с Вечной Правдой и открывший всем верующим в Него невозбранный доступ к спасительным источникам Божественной благодати.
Наряду со священными изображениями Спасителя и Пресвятой Девы Марии - Матери Господа, Святая Церковь, непорочная Невеста Христова, как величайшую святыню и свое лучшее украшение, как неоцененный дар Божественаго Жениха, хранит и почитает Крест Господень, любовно предлагая каждому верующему постоянно созерцать "красоты его благолепие" (стихира службы крестопоклонной недели). Можно ли измерить и передать словом ту радость и духовное утешение, которые доставляет ей и ее чадам это блаженное созерцание! Ведь именно "а древе крестном Он, "Сладость церковная" (стих, на .поклонение кресту), "Возлюбленный" (Песнь песн. 1, 15; Исайи 5, 1), Прекраснейший паче сынов человеческих (Пс. 44, 3), "предал Себя за нее" (Ефес, 5, 25) и полнее всего "явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их" (Иоан. 13, 1).
Вся земная жизнь Господа Иисуса Христа была непрерывным шествием к Голгофе. Самое рождение Его представляло собой не что иное, как приготовление к смерти за грехи мира, и "даже колыбель Дитяти скорбно напоминала о кресте Искупителя" (Фаррар). Год за годом протекли Его детство, отрочество, юность, зрелые годы и особенно время Его общественного служения в неустанном подвиге самоотречения и послушания, человеколюбия и милосердия, терпения и всепрощения - пока все это вольное, нас ради, уничижение не достигло своего апогея в "Божественном истощении" (канон вел. субботы) на Голгофе, где Начальник и Совершитель веры "вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление" (Евр. 12, 2), перенес бездонные по глубине .нравственные и физические страд амия и, наконец, вкусил смерть за спасение мира.
С каким сердечным трепетом должно всем нам взирать на Крест - это свидетельство дивного -величия подвига земной жизни и крестной смерти нашего Господа; этот священнейший памятник Его Божественной славы (Иоагн. 12, 28), воссиявший среди безмерного уничижения, славы, в лучах которой растаяло, как страшный мираж, некогда грозное для человечества гордое могущество диавола; рухнуло и рассылалось мрачное царство духовной смерти, зла, вражды, ненависти и разделения. "Ныне суд миру сему,- говорил об этом начале Своего прославления Сам Победитель ада и смерти, - ныне князь мира сего изгнан будет БОН; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Иоан. 12, 31-32).
Дальнейшая жизнь людей могла отныне слагаться на принципах добра, миротворчества, братской любви и единения - в духе исполнения девяти священных заповедей блаженства, провозглашенных в Нагорной проповеди и до конца исполненных Самим Законодателем в крестном подвиге Его жизни и смерти.
Да! Именно к такому существованию был призван Господом воссозданный Им через искупление мир... Но воссоздание падшей и испорченной грехом человеческой природы не было, да и не могло быть, магическим превращением, ибо дарования Божий непреложны (Римл. II, 29), и дар личной свободы, полученный в начале, остался в распоряжении каждого человека.
Для того, чтобы мир стал иным, прекрасным, подлинно-христианским, существовал только один путь - путь добровольного разумного следования за Христом Спасителем. "Кто хочет идти за Мною,- говорит Господь,- отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мрк. 8, 34). Далеко не все откликнулись на этот святой призыв.
Однако те, кто чистым сердцем возлюбили Правду Божию и восприяли на себя благословенный подвиг крестоношения, поистине стали "солью земли" (Мф. 5, 13).
Среди них были и рыбари и философы, труженики нив и воины, рабы и вельможи - люди самого различного достатка, образования, воспитания, социального положения. Но все они-прославленные или оставшиеся безвестными - сделали то, чего не в силах был сделать .на земле никто до пришествия Христа Спасителя. Они довели до слуха и сердца ОБОИХ современников слово правды, зажгли .в человечестве неутолимую жажду любви, справедливости, мира; поселили в нем непреодолимое чувство отвращения ко всему злому, порочному, недостойному.
Этот результат самоотверженного исследования Христу, достигнутый первохристианскими тружениками, положил начало всему доброму, чистому, прекрасному, что было сделано впоследствии, и потому составляет их бессмертную заслугу перед миром.
Иногда упрекают христианство за то, будто оно, проповедуя о необходимости крестоношения, считает человеческие страдания нормой жизни, учит пренебрегать земными радостями, желает всех сделать аскетами, превращает земную жизнь в какое-то мрачное преддверие, а истинное полноценное существование якобы всецело переносит в неведомую область загробного бытия. Но такой взгляд на христианское учение о крестоношении есть или печальный результат недопонимания, или намеренное искажение.
Христианство действительно полагает основной смысл человеческой жизни на земле в приготовлении к достойному переходу в вечность, но делает это отнюдь не .потому, что хочет умалить и обесценить значение земной жизни, а в силу непреложного факта скоротечности земного пути человека и вследствие глубокой веры в то, что приобретенные здесь, на земле, духовные ценности не погибнут в результате физической смерти человека, но перейдут вместе с его личностью в иную область бытия, где и раскроются во всей своей непреходящей красоте - причем раскроются тем полнее и совершеннее, чем большей духовной зрелости достигнет человек во время пребывания на земле. Поэтому земная жизнь с точки зрения христианства имеет не ничтожную, а напротив, исключительно высокую ценность, и ни одна минута на земле не должна быть прожита напрасно, "Торопитесь делать добро" - любил говорить в истинно-христианском духе известный русский общественный деятель, всю жизнь посвятивший самоотверженному служению несчастным и обездоленным (д-р Ф. П. Гааз).
Благословляя и освящая лучшие источники достойных человека земных радостей: честный труд (1 Сол. 4, И; 2 Сол. 3, 10), сердечные братские взаимоотношения с другими людьми (Римл. 12, 10; 1 Сол. 3, 12; 1 Кор. 10, 24), семейный союз (Ефес. 5, 25; Евр. 13, 4) и разумное пользование потребными не только для духовной, но и для телесной жизни благами (1 Кор. 6, 12; 10, 31),- Церковь решительно осуждает лишь те извращения и злоупотребления, от которых отшатнется каждый разумный и честный человек. "'Не обманывайтесь:-предупреждает она-"и блудники... ни прелюбодеи... ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 9-10).
Что же касается крестоношения, то оно вовсе не представляет собой какого-то непонятного страдания ради самого страдания. Страдание несущего свой жизненный крест христианина есть не простое бессловесное перенесение чуждых ему и противоестественных мучений. Нет, оно есть прежде всего сострадание, сораспятие Христу, за нас умершему (Гал. 2, 19; 2 Кор. 5, 15), то есть многоплодная и самоотверженная деятельность, жизнь по заветам Христовым, непрестанное болезнование о том, чтобы эти заветы нашли, наконец, свой доступ даже к самым черствым или охладевшим сердцам и получили свое осуществление в жизни человеческого общества (Гал. 4, 19) на благо и счастье всех людей на земле. "Тем прославится Отец Мой, - говорил Христос в Своей предсмертной беседе,- если вы принесете много плода и будете Моими учениками" (Иоан, 15, 8). Учеником же Христовым может быть лишь тот, кто трудится не для себя только, но для всех, для своих ближних, для человеческого общества. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13, 35). Верхом же подвига христианского крестоношения является такая степень любви, когда человек заветами своего Господа, делом служения людям в духе любви Христовой дорожит настолько, что не щадит ради них и собственной жизни. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15, 13).
Дело Божественного Основателя Церкви, ярче всего явленное Им на Кресте, было столь -чисто и свято, что во Все времена даже самые непримиримые враги христианства останавливались в недоумении, когда вынуждены были отвечать на прямой вопрос Господа: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" (Иоан. 8, 46).
В том учении, которое Церковь приняла от Него и, [Приняв, бережно и -неприкосновенно сохранила, также "нет н<и заблуждения, (ни нечистых побуждений, ни лукавства" (1 Сол. 2, 3).
Святость Жениха сообщилась и Его непорочной Невесте, ибо Он сделал :все, "чтобы (представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока" (Ефес. 5, 27). Сохранить эту чистоту и непорочность призван (каждый истинный член Церкви: христианин (не по имени только, но действительно стремящийся понести крест свой и сораспяться Христу. Все же те, кто в своей личной или общественной жизни и деятельности поступают вопреки учению Господа или, что еще хуже, прикрывают этим святым учением свои нечистые побуждения, - тем самым отрекаются от Христа и Его спасительного дела (Рим 18; 2 Тим, 3, 5), отсекают себя от Тела Церкви (Ефес. 5, 5; 1 Иоан. 2, 19) и становятся врагами Креста Христова (Филипп. 3, 18), хотя бы они внешне и принадлежали к Церкви, или Принимали на себя личину "христианских поборников правды" и "крестоносцев".
Животворящий Крест Господень - это не только яркий символ христианства, ню и священная реликвия, бесценная святыня Церкви. Благоговейно поклоняясь Кресту и с любовью лобызая его, верующий (несомненно удостаивается таинственного соприкосновения с Распятым и Воскресшим Господом, а следовательно, по мере веры, от Божественной силы Бго получает и благодатные дарования, потребные для жизни и благочестия (2 Петр. 1, 3).
Взирая ныне на светозарную "красоту Церкви", не забудем, что по долгу ответной любви (надлежит нам воздать распятому за нас Господу искреннюю сердечную благодарность. Принесем же к Его Божественному подножию чистое и непреклонное желание: сделать нашу жизнь самым преданным служением и послушанием Ему. Наше поведение должно быть безупречным и всюду - и в личной жизни, и в семье, и в обществе, гражданами которого мы являемся (Сол. 4, 12; 1 Кор. 10,32).
Это общество в настоящий момент более всего озабочено тем, чтобы воспрепятствовать темным, враждебным, антихристианским силам ввергнуть мир еще раз в пучину страшной братоубийственной войны. Пусть же каждый из нас в этот святой день (присоединит свои усердные моления к пламенной молитве Матери-Церкви о том, чтобы Господь увенчал успехом труды защитников мира, (низложил происки сеятелей вражды и разделения и ниспослал всем народам спокойствие и радость мирного созидательного труда.
Будем мужественны, будем тверды (1 Кор. 16, 13) и непреклонны в священном деле борьбы за мир, ибо с нами великое Божественное пособие - Крест Господень: "оружие мира, непобедимая победа"!
Аминь.
Патриарх Пимен (Извеков)Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Крест — хранитель всея вселенныя. Крест — верных утверждение. Крест — ангелов слава и демонов язва. Так свидетельствует Святая Церковь о Животворящем Кресте Господнем.
В нынешний праздник, дорогие братья и сестры, воздвигается Святой Крест для нашего поклонения и для того, чтобы древом Креста Господня осенить нашу жизнь и наши дела. Господь на Кресте пострадал за наши грехи, и с тех пор живоносное древо крестное является всеукрепляющей силой для борьбы с грехами.
Сегодня в Святой Церкви зазвучат песнопения, значение которых особенно глубоко и спасительно.
Вспомните, возлюбленные братья и сестры, слова праздничного тропаря. Как замечательно молится Святая Церковь: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое. Церковь нас, грешных людей, считает людьми Божиими, являющимися достоянием Христа, Спасителя нашего, ибо за нас, людей, Господь пролил на Кресте Свою Божественную Кровь.
Дивны и следующие слова тропаря: И Твое сохраняя крестом Твоим жительство. В этом смысл Животворящего Креста. Он является хранителем, утверждением нашей жизни во Христе, жизни по Его заветам.
Другое песнопение, праздничный кондак, также заключает в себе глубоко назидательные слова: Вознесыйся на Крест волею. Здесь выражено свидетельство Церкви о том, что Господь пришел на землю, чтобы исполнить волю Своего Отца Небесного, для того, чтобы пострадать за человеческий род, искупить его от греха, проклятия и смерти. Оно переносит нашу мысль на Фавор для уразумения вольного страдания чрез распятие на кресте: Вознесыйся на Крест волею. Эти слова, дорогие братья и сестры, имеют отношение не только к тем отдаленным временам, но и к жизни каждого из нас. Ведь всякий христианин, который принимает на себя образ Христа, руководится Его заветами, Его учением, добровольно восходит на крест. Христианин подражает Христу, распиная свою плоть со страстьми и похотьми. Следующими словами— Щедроты Твоя даруй... тезоименитому Твоему новому жительству — Святая Церковь испрашивает новых милостей для своих верных чад, именуя их «тезоименитым новым жительством».
И это понятно, ведь мы, христиане, следуем по стопам Христа, то есть мы соименны по нашей жизни нашему Спасителю и Господу — Щедроты Твоя даруй, Христе Боже, тезоименитому Твоему новому жительству. Какое же это новое жительство? Это жительство по заветам Христа, по Его учению, по Его наставлению и по Его примеру, ставшее возможным только после распятия и Воскресения Христа Спасителя.
Сладостны будут для христианина воспоминания об этих церковных песнопениях и о том, как изнесен и воздвигнут был Святой Крест и как осенены были все четыре страны света Животворящим Крестом — благословлены на новое жительство, тезоименитое жительству нашему во Христе Спасителе и Господе. Вот тогда, несомненно, будет оправдано и исполнено молитвенное желание Церкви, чтобы Господь сохранил всех нас, поставил наше жительство под ведение Своего Креста, сообщая нам животворящую силу.
Во время моей паломнической поездки, дорогие братья и сестры, Господь сподобил меня и моих спутников побывать и на горе Голгофе. Сейчас гора Голгофа находится под сводами величественного Иерусалимского храма. При входе в него еще от дверей видишь место, где стоял Святой Крест Христов. Над ним возвышается престол, на котором совершаются богослужения, и жертвенные лампады, осеняющие это святое место. Когда я стоял там, где был Крест Христов, то я вспоминал о всех вас. И когда я лобзал то место, где стоял Крест, я одно коленопреклонение сделал от всех верующих Русской Православной Церкви.
Крест дается Церковью каждому христианину еще в его младенчестве, когда он принимает святое Крещение. Крест сопутствует всей жизни христианина. И, наконец, Крест осеняет последний удел человеческий — могильный холм. Велика сила Животворящего Креста! И наша обязанность — с особым благоговением относиться к памяти крестной. Будем молиться Господу, чтобы Он осенил нас и наш христианский путь своим Животворящим Крестом и даровал нам силы для несения нашего креста. Аминь.
Протоиерей Василий Ермаков
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Бог даровал нам, людям, великую силу, защиту, покров, помощь и поддержку в нашей трудной, многомятежной земной жизни. Он нам даровал Святый Животворящий Крест Господень, освященный Пречистыми Страданиями Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Божественной Кровью нашего Спасителя. Крест по внешнему виду, казалось бы, ничего из себя особенного не представляет: древо есть древо. Но по-разному к деревьям относятся люди. Через древо Адам лишился в раю первородства, вкусив от древа познания добра и зла. Древо Господь нам освятил, и не только освятил, но и даровал в нем великую силу, от которой сознательно, кощунственно, цинично, грязно люди отказываются, особенно наши, россияне.
Мы, русские люди, давайте сегодня посмотрим, как мы якобы веруем: далеко стоим от Церкви, далеко стоим от правды Божией, далеко стоим от Храма Божьего, но одеваем двухпудовые золотые кресты на шею. Вопрос стоит – а зачем это надо? Ради страха бритоголовых, или же чтобы Крест Животворящий защитил нас от зла? Нет, мы в XX веке очень ожесточенно, очень жестоко, кощунственно отнеслись к Кресту России – мы с храмов сбрасывали кресты, мы своей циничной жизнью, безбожием распинали Россию на кресте. Распинали, показывая миру – смотрите, радуйтесь, торжествуйте, мы распинаем Мать свою родную, Святую Русь. Крест мы опоганили, Крест мы сняли, Крест выбросили, а уж как ругается русский народ, его никто не трогает, но он вспоминает Крест, мать и прочее, что было очень страшно в прошедшую войну. Те, кто стремится еще стать вместе с нами в ряд верующих православных христиан, скажите – а что в войну творили, когда посылали на кинжальный огонь немцев русских солдат? Гонение на крест, оно и по сей день осталось – в словах, в сердце и во внешнем виде так называемых людей с крестами. А что бывает: при крещении крест одевается на грудь нового христианина, а кощунственные руки родителей срывают крест с младенца, кощунственные руки бросают его в грязь, кощунственные руки боятся его одеть. А почему? Ну, пусть – маленький кусочек древа, чем он тебе мешает? А чего ты боишься-то, если ты такой смелый, такой гордый, такой сильный, чем он тебе мешает-то? Так не тронь ты его. Зачем сегодня крест нацепляют на грудь свою и какой-то еще знак зодиака, какую-то еще ерунду? Как вы можете? Какое вы имеете право рядом с Крестом вешать кощунственную вещичку? Опять борьба с Крестом, опять вам говорят все те, кто борются с Крестом, – «Креста не надо, а вот железку-то надень».
Вы сами видите больше меня: что есть с Запада – мы вешаем на шею, не задумываясь, а что родное, тысячелетнее, православное, Святыня нашего времени, наших дней – убегаем, кощунственно к ней относимся. И стоит человеку наших дней, нашего времени задуматься об этом. Стоит подумать и тем, кто борется сегодня против Креста – это русские сатанисты. Вы о них слышали? Сатанисты. То есть, не зная православия, не зная мощи России, не зная душу русского человека, внимая Западу (а это пришло из Америки еще в XIX веке), они организовали поклонение не Христу, а антихристу. И все их беззакония совершаются на Кресте Господнем, в темных местах. Крест лежит – и там все совершается, страшные дела. А крест зачем трогать? Ну, он тебе не нравится, ну он тебе не нужен – зачем бороться против креста? Мы уже это проходили, мы уже проходили, желторотые сатанисты нашего времени, мы уже жили и прекрасно понимаем – чем кончается поругание Креста для этих отщепенцев, предателей Матери-России. Чем кончается? А никто не узнает, где могилка их. Да, трудно видеть на сегодня крестоубийственное отношение россиян, я не буду брать общее положение мира, вы сами знаете. Пусть Запад сам разбирается в своих делах семейных. Ну а мы-то, россияне, с Крестом мы родились, с Крестом и умрем. Слава Богу, на сегодня нет пятиконечной звезды на могилах усопших, которые и были крещены, а вот опять твердят: «Нет, мне Креста не надо, давай пятиконечную, даешь»… Что ж ты делаешь? Опять борьба с Крестом, опять битва против Креста. Так неужели тех отщепенцев наших дней, нашего времени, жизнь не научила – бороться с Крестом беcполезно. У вас силенок не хватит, головка не так сработает, язык замолчит, если вы поднимаете руку на Святыню Матери-России. А чтобы понять всю святость Креста Господня – «иди и виждь» в храме Божием, приди и посмотри на храм Господень, увенчанный Крестом Господним. «Приди и виждь», как православный христианин идет в Дом Божий, молится, осеняя себя Крестом Господним. О чем говорит эта внешняя сторона? О том, что мы, поколение, пережившие прошлое, – понимаем святость Креста.
Вы понимаете, что Крестом Господь хранит Россию. Вы поймите как это важно и никогда не забывайте – каждый раз, уходя в дорогу жизни, перекреститесь, помолитесь, отходя на сон грядущий, свой Крест телесный поцелуйте, перекрестите рукой родительской своих детей, чтобы они были живы-здоровы. Чтобы, находясь в интересном положении, будущая мама себя осеняла крестом. А ведь нет… А потом начинается: почему же дети плохие. А вы-то – хорошие? Вы, мамы, – прекрасные? Вы, мамы-кощунники, вы мамы-безбожники. Ну, получите, когда есть защита, есть помощь, есть могущественная сила, которая помогает, чтобы Россия и наши детишки были очень хорошими. Но мамка-то, к сожалению, об этом не думает, она считает физика важнее всего, физика – это все в жизни, а дальше ничего.
Так уж не проклинайте время, не кляните жизнь, не обвиняйте природу, когда, как я вам говорю, есть Всемогущая Сила. А почему вы ей не пользуетесь? Безбожники! Не хотите понять на горьких ошибках XX века, не хотите взглянуть, что было и какой результат вышел с теми крестобогоборцами нашего времени. Посмотрите их участь, вот вам и стоит подумать, вам и стоит осознать, чтобы понимали и не говорили, что вас не учили, как идти к Богу, что вам не говорили, как надо чтить Святыни Российские, что вас не предупреждали: «Не ходи, не лезь, отойди, за все надо платить». Нет, ручкой помахали… Это слово правды для окружающих людей, безумствующих. Правда есть, правда остается, правда останется, а кривда – она проявляется в вашей многострадальной, греховной, безбожной жизни. С нами ничего не случится, с нами ничего не произойдет практически, если мы будем молиться и идти за Богом, вспоминая, что было в XX веке с нашей Родиной. И то, что сегодня обещают – неосуществимо. А когда с Богом, когда с Крестом – вот тогда все будет хорошо. Не вешайте помимо Креста побрякушек, не выставляйте напоказ свои кофточки – вот кофточка, да еще вдобавок и крест у меня.
Подумайте, поймите, осознайте, что это есть Святость. Для человека – это есть Святыня, которой надо гордиться, от которой не надо закрываться, от которой не надо бегать. Вы скрываетесь, а Бог-то везде достанет. Какие бы средства вы ни предпринимали. И поэтому сегодняшний праздник Воздвижения Креста Господня говорит нам, нашему верующему сердцу, что в наше трудное для России время – во-первых, нужно терпеливо нести Крест, понимая, что мы повинны в том, что такая трудная жизнь, не распоясываться в кощунственных криках: «А почему? А для чего? Кто виноват?», а лично подумать следует каждому православному россиянину о Кресте, и тогда пелена с глаз ниспадет, и мы тогда увидим явным образом Силу Благодати Божией, которая сокрыта в Кресте Животворящем Господнем. Так что, россияне, терпения в крестоношении, отойдите от зла! Трудно? Надо молиться Богу, себя осеняя Крестом Господним, и Господь нас помилует, нам дарует эту силу, но только не отходи от Бога и от Креста Господня. Аминь!
27 сентября 2003 года
Дата создания:
23.06.2007 11:10:00