Митрополит Антоний Сурожский
Иером. Мелетий (Серебряков)
Митрополит Антоний Сурожский
В Своем Евангелии Господь и Бог наш говорит: Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же родится - пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир... И когда рождается ребенок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца? Рождение младенца - только первый день его; какова будет долгая чреда дней, составляющих человеческую жизнь? И каков будет последний день, который подведет итог всему, что было жизнью этого человека?
Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась - снова, как говорит Евангелие, - не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие - против самих себя, не против других - для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию...
Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас - может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но - любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность. Аминь.
21 сентября1981 г
Проповеди и беседы.Москва."Либpис", 1991
Иером. Мелетий (Серебряков)
Слово на Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
8 ст. ст./ 21 н. ст. сентября Церковь празднует Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Священное Предание Церкви хранит в веках историю Ее рождения.
Пречистая Дева родилась в маленьком Галилейском городке Назарет в благочестивой семье Иоакима и Анны. Святой праведный Иоаким сын Варпафира был потомком Нафана, сына святого пророка-царя Давида. А святая праведная Анна была дочерью священника Матфана из племени Аарона. Таким образом, в святой Деве, будущей Матери Мессии, соединились две ветви израильского народа - царская и священническая. И это промыслительно, ибо Тот, Кто должен был родиться от Нее стал Воистину Царем мира и Первосвященником в Церкви Своей.
Но прежде чем стать родителями Пречистой Девы, Иоаким и Анна должны были предуготовиться к этому великим подвигом терпения. Так они проводили весьма благочестивую и праведную жизнь, беспорочную по правде законной, но не имели детей до весьма преклонных лет. Сколько молитв было вознесено к престолу Божию! Сколько слез пролито! Но детей не было. Положение их омрачалось еще и тем, что бездетность в израильском народе считалась проклятием Божиим. Ведь Израиль ожидал рождения Мессии из своей среды, и каждая семья надеялась, что он будет их потомком. Семьи же, не имевшие детей считались отвергнутыми Богом за грехи свои. Ибо таким образом они лишались участия в истории Израиля и будущей славе его, лишались возможности стать родителями Мессии. Бездетность праведных Иоакима и Анны была причиной презрения соплеменников. Насколько это увеличивало их и без того великую скорбь! В один из праздников уже старец Иоаким принес свою жертву в храм Божий, но первосвященник Иссахар не принял ее, сказав, что он недостоин приносить жертвы Богу, и обвинив его в бездетности. Праведник в великой скорби прямо из храма ушел в пустыню, где в слезах и молитве предстоял Богу своему. Когда жене его Анне передали о случившемся с ее мужем, она ушла в сад. И там, в великой скорби молила Бога о муже своем и о даровании ей чада, обещаясь посвятить ребенка Богу. Тогда в саду ей предстал посланный от Бога Архангел Гавриил и возвестил, что скоро она зачнет чадо. Такую же весть от Архангела получил и Иоаким в пустыне, после чего только он и вернулся домой. Вскоре Анна зачала и в положенный срок родила дочь, Которая стала Матерью Спасителя мира, обетованного Мессии, Господа нашего Иисуса Христа.
Для чего же Бог попустил столь многие и тяжкие искушения праведникам? Почему сразу не исполнил их молитву?
Всякий сосуд Бог заботливо предуготовляет к принятию благодати, чтобы благодать Его не была тщетной. И чем более благодать, тем большее испытание проходит готовящийся вместить ее.
Святая Приснодева, чистейший сосуд и вместилище человеческого естества Сына Божия, и в рождении Своем должна была быть плодом добродетели. И Ее святые родители всю жизнь проживают в подвиге молитвы и чистоты. Не получая просимого чада, не ропщут на Творца, но не ослабевают в надежде, и даже в преклонных летах не оставляют ее. Терпя оскорбления и упреки от соплеменников, не озлобляются, и не оставляют благочестия. Так, недомыслимыми человеку путями, Бог готовит их к принятию великого дара и участию в том деле, к которому богоизбранный народ готовился от времен Авраама. И в тех, кого презрели люди, Бог творит Свои обетования. "Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Исаия 55:8,9). Добродетель не имеет внешнего блеска и избранные Божии часто пренебрегаемы в мире сем. Различит их только око благодатное, только тот, кто сам стал причастником Божьего света.
Не будем же, братия, возноситься над ближними своими, ибо Бог не так как мы судит, и часто первые у Него бывают последними, а последние - первыми (От Матфея 19:30).
Просвети очи наши, Владыко! Аминь.
Дата создания:
13.06.2007 09:00:00