Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Протоиерей Александр Кравченко
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Протоиерей Игорь Гребинка
Протоиерей Александр Кравченко
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа
Великое событие вспоминаем мы, возлюбленные братья и сестры, сегодня, в праздник Покрова Божией Матери. Произошло оно в 910 году во Влахернском храме Константинополя — во время Богослужения на воздухе явилась Матерь Божия в окружении святых и Ангелов, молящаяся за народ, с простертым на Ее пречистых руках омофором.
В этот праздничный день мы поем: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный», — и с горячей верой просим Божию Матерь: «Покрый нас от всякого зла честным. Твоим омофором!»
Что же означает Покров Божией Матери над нами?
Покров Божией Матери — это любовь Ее к нам, которая укрепляет нас в бедах и трудностях, отирает наши слезы, помогает совершать нелегкое шествие по пути к спасению.
Покров Божией Матери — это молитва Ее о нас, возносящая нашу немощную молитву к Престолу Божию.
Покров Божией Матери — это ходатайство Пресвятой Богородицы за нас, грешных, перед нашим Сладчайшим Спасителем, это заступничество Ее, по которому прощаются наши грехи, утоляются наши скорби.
Господь Иисус Христос не стыдился называть нас Своими братьями (Евр. 2, 11–12), и Пречистая Матерь Его простирает покров материнской любви над каждым христианином — чадом Святой Церкви — Тела Христова.
Божия Матерь всегда покровительствует тому, кто предан Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову спасительным узким путем; Она «избавляет от бед благонравныя и Богобоящияся рабы Своя».
Наша Небесная Матерь ждет от нас, чтобы мы, — рожденные духовно в Крещении во Имя Святой Живоначальной Троицы и от купели взращенные в ограде Святой Церкви, освящаемые Святыми Тайнами Христовыми, — оставались всегда верными сынами Церкви, достойными последователями Ее Божественного Сына. Она Простирает Свой материнский Покров над каждым человеком, ищущим светлого, вечного Небесного Царства, где Она, как Мать Сына Божия по плоти, ближе всех предстоит Престолу Божию, окруженному Небесными воинствами и ликующими святыми угодниками — благочестивыми и верными рабами Божиими.
Мы просим Божию Матерь в своих молитвах помочь нам в борьбе с искушениями, вдохнуть в наши сердца дух молитвы и покаяния, поддержать в дни уныния и не лишить нас, за многочисленные грехи наши. Своего Покрова.
Веруя в материнскую помощь Пречистой, мы из глубины верующих сердец восклицаем: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице!»
И пусть эта молитва чад к Матери будет всегда на наших устах и в наших сердцах. Ибо если мы все свои горечи, все свои нужды и скорби будем изливать пред Небесной Матерью, то Она — Радость скорбящих, Утешение плачущих, Помощница труждающихся, Раздаятельница даров Божественной милости — каждое наше воздыхание принесет Своему Божественному Сыну и в ответ на плач верующей души осенит Своим материнским Покровом, утешит и укрепит на пути спасения прибегающего к Ней с верой и любовью.
Да покроет нас Небесная Матерь наша Своим неизреченным милосердием, да не оставит нас без Своего заступничества, чтобы беспреткновенно нам идти к жизни будущего века. Аминь.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный…
Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое мы получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор, как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова,— это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так — Мать и чадо! Вдумайтесь в эти слова, в смысл глубочайшего и святейшего родства, чище и святее которого нет на земле.
«Жено! се, сын Твой!» — звучит с Креста из уст Божественного Страдальца (Ин. 19, 26). И что значат эти слова?!
Отныне, что ни совершится с названным сыном Твоим, пройдет сквозь сердце Твое. Отныне его небольшие радости будут Твоим счастьем, его боль, беда и скорбь — Твоим великим горем и слезами; и главное — непрестающая дума и забота о чаде, забота, не знающая усталости, не знающая отдохновения. И все это, как завещание, приняла Пресвятая Дева от Своего умирающего на Кресте Единородного Сына.
С тех пор мир наполнился многими знамениями покровительства Божией Матери — знаками Ее материнской любви. Примеров несть числа, начиная из глубины времен и до наших дней.
Память нынешнего праздника, Покрова Матери Божией, сохранена с X века, когда в годину бедствия, нашедшего на греческое государство, гибель его была предопределена всем ходом событий «и не имам заступающаго». Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, обложило Константинополь с единственной целью стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей же предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их.
Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и единственная надежда.
Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло дыханием смерти. Все земное забыто, впереди — дверь в вечность и мученическая насильственная смерть на пороге.
Глубина покаянного чувства сокрушения о грехах, причиной которого явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее блистающий паче лучей солнечных омофор становится Покровом от грядущей на них беды.
Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, правде и истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний.
«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, покаянием очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело — враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение.
А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».
Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия — удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она — неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.
Наиболее почитаемые у нас иконы — Владимирская и Казанская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов; «I» 1857) назвал Казанскую икону «Русским Покровом» — Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.
В Смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконе, совершаемое 22 октября. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение.
Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери — Казанскую, Смоленскую, Донскую.
И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского.
Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа.
А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей.
Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или «Путеводительница») была привезена в XII веке в Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью литовских князей.
В XIII веке Феодоровская икона спасла Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе.
Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охваченные поветрием страшных болезней.
И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это произошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Бо-жия. И мы с вами ощущаем на себе Ее державный Покров и заботу о русском народе.
Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала Свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.
Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли от нас Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть «малое стадо» несет и сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией — мы не погибнем.
Мы не должны ни сомневаться, ни смущаться всем тем, что видим и слышим теперь. «На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему — Бог» — так говорят святые отцы. И нынешние события — это не такое уж открытие для всех нас, ибо это подтверждение того, что ни одно слово Божие не изнеможет, но все совершится до малейшей подробности в свое время.
Разве не читаем мы с вами двадцать столетий назад написанные апостолом Павлом слова, обращенные к его ученику апостолу Тимофею. Наверное, апостол Тимофей тогда удивился им и не понял во всей полноте, а нам остается тоже удивляться, видя сбывшимися слова, сказанные в глубокой древности: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». И последние слова — заповедь нам: «Таковых удаляйся»! (2 Тим. 3, 1—5).
Можно не поверить словам, но как нам, всем живущим теперь, не верить делам, которые уже совершились? Как не верить Богу? Слово Божие — в нем все, вся жизнь навеки. Двадцать столетий пронзил взором апостол и увидел нас, живущих в эти тяжкие времена.
Посмотрим на себя, посмотрим в себя и вокруг себя, и если мы такие, то возопиим к Богу и Матери Божией об исправлении. Удалимся от беззаконных и удалим беззакония от себя.
И еще один страшный бич, разоряющий все живое от государства до Церкви, и его видел Господь, и устами верного ученика поведал миру — удаляйтесь разделения.
В Первом послании к Коринфянам Господь через апостола кротко просит народ Божий: «Умоляю вас, братия… чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10).
Это настолько важно, что в другом месте, в Послании к Римлянам, опять и опять апостол умоляет братии остерегаться разделения: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны… уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16,17—18).
Господь наставляет, предупреждает, остерегает, умоляет. И надо всем нам усилиться услышать слово Божие, ибо верно — нечто совсем страшное для жизни таится в деле разделения. Народ на народ, и царство на царство, и соседи на соседей, и родители на детей, и дети на родителей — все восстает, все распадается. Нет единодушия, и иссякает любовь — единственный источник истинного неложного знания.
А для тех, кому слово Божие — сама жизнь, нет страха. Покроет их Господь в тайне селения Своего. Они не поколеблются, но останутся верны и в тяжкую годину испытаний. И слово Божие проведет их сквозь тень и сень смертную.
«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13—14).
А Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Она, по словам святителя Иоанна Златоуста,— первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее. Так будет всегда, до последнего часа и мгновения жизни мира.
И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь.
Протоиерей Игорь Гребинка
Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем день Покрова Пресвятой Богородицы. Начало этого праздника восходит к 910-му году в городе Царьграде, также известном как Константинополь, в бывшей Византийской Империи, ныне Турции. В то время город был осаждаем врагами и ему грозило полное разрушение, т.к. осада застала этот город врасплох, без необходимых средств для защиты. Легко понять и панический страх граждан, но все же они не растерялись.
Бедные военной силой, но не бедные верой и надеждой на Бога, греки – во главе с их императором Львом Мудрым – собрались в знаменитом храме во Влахернах, где хранилась риза Божией Матери, ко всенощному бдению, и здесь они горячо молили Царицу неба и земли о своем избавлении.
Вот тут-то и явилось то дивное видение, которое мы ныне празднуем и которое на все времена остается незабвенным.
В храме находились блаженный Андрей юродивый, родом из Скифии (позднее Руси), с учеником своим Епифанием, который впоследствии стал патриархом константинопольским. Оба они видели как Пресвятая Богородица вместе с сонмом святых молилась о народе, и во время молитвы покрыла всех молящихся Своим омофором.
В настоящую минуту перед нами как раз та же обстановка: тоже храм, тоже богослужение. Но что бы мы почувствовали, дорогие братья и сестры, если бы перед нами явилась Божия Матерь с целым сонмом святых?! Это было бы потрясающее впечатление, которое едва ли можно было бы передать на словах. Все бы мы, наверно, оцепенели от священного страха, от изумления, от восторга...
А ведь это вовсе не так уж невозможно, не одна только призрачная мечта! Ведь тайны духовного мира окружают нас повсюду, как воздух. Мы не видим их глазами, т.к. наше зрение телесное слишком грубо, оно отлично приспособлено лишь для чисто физических целей. Вооружите ваш глаз телескопом – и вы увидите за миллионы верст пятна на солнце, знаменитые каналы на Марсе, и т.д. Посмотрите в микроскоп – и вы увидите в ничтожной капле воды кипучую жизнь.
До некоторой степени это чудо, но одновременно это естественно; тут действуют физические законы. Но есть другой, особый мир, мир духовный. Туда никто не может проникнуть при помощи чисто физических законов.
Частицу духовного мира каждый носит в себе – это наша душа.
Жизнь души у нас тесно связана со всей физической конструкцией нашего организма, и вместе с тем мы чувствуем, что это только временное. Если это нам не нравится, мы стараемся об этом не думать. Если мысли о духовной жизни к нам приходят, мы стараемся их отгонять о себя.
Но подумаем, братья и сестры: где теперь, например, эти бесчисленные миллионы людей, которые, начиная от Адама, жили на земле? Оставляя в стороне их личное духовное состояние, мы понимаем, что где-то же они должны находиться. Телом они обратились давно в прах, но души-то их где?
И вот здесь-то и приходит на ум мысль – хоть и смутно, но довольно определенно – о творческом плане вселенной, которая состоит из двух частей – духовной и физической, а на самой грани этих двух миров стоит человек.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы нам и показывает соединение этих двух миров. Собственно говоря, тут ведь чудесно не только само это явление, что Богоматерь со всеми святыми молилась за людей, - об этом говорят почти все Богородичные стихиры на наших богослужениях, - а чудесно то, что это явление увидел человек. Вот в чем действительно чудо – это отступление от привычных нам законов. Ведь духовный мир и все его явления невидимы для человеческого глаза.
Мы привыкли представлять что Она, Пресвятая Богородица, и все святые, усопшие, да и вообще весь духовный мир – где-то там, далеко на небесах. Нам как-то странно, трудно даже поверить, что Пресвятая Богородица и все святые находятся так близко возле нас, что они вместе с нами могут молиться в наших храмах.
Божественная литургия, совершаемая грешными людьми, есть тайна, в которую, по словам церковной молитвы, «проникнуть святые ангелы желают», а Ей, Пресвятой Матери Христа Бога, эта жертва должна быть ближе и дороже всего.
Не упускайте же случая, дорогие братья и сестры, воспользоваться этой близостью, и помолиться Ей с детской преданностью и искренной верой, взывая Ей: «Радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором». Аминь.
Дата создания:
26.06.2007 10:53:00