Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2024
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



День Святого Духа

Митрополит Сурожский Антоний.
Преподобный Макарий Великий



Митрополит Сурожский Антоний.
День Святого Духа
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем день Святого Духа. Что мы знаем о Нем? Вчера, в праздник Троицы, мы слышали дивные слова молитв, но если подумать об Имени, которое Ему дает Евангелие, которое переводится как «Утешитель», в других переводах — «Параклит», Ходатай, Заступник, то — Кто Он? Поистине, Он — Утешитель, восполняющий нашу разлуку со Христом, утешающий нас, как сирот, тоскующих о том, чтобы нам быть со Христом, нашим Богом, нашим Спасителем, что пока мы во плоти (это слова апостола Павла), мы отделены от Него.

Но для того, чтобы Он был нашей Поддержкой, нашим Утешителем, прежде всего мы должны осознавать, что мы действительно разлучены, отделены. И вот это первый вопрос, который мы должны ставить перед собой: сознаем ли мы это? Или мы живем в иллюзии, будто мы в Боге, и Бог в нас, и ничего больше не нужно? А нужно так много больше, чем мы воображаем.

Святой Дух тоже — Тот, Который, как Помощник, Крепость, дает нам силу жить, несмотря на разлуку, стоять неколебимо, быть исполнителями воли Божией, делателями заповедей Божиих. Он — Тот, Который дает душе крепость, решимость, силу, — я бы сказал: власть исполнить это. Но опять-таки, только если мы повернемся к Нему и скажем: Приди! Вселися в нас! Очисти нас! Будь не только нашим Утешителем, но нашей Крепостью и Силой!

И, наконец, Он подает нам уже теперь радость познания того, как мы близки, несмотря на то, что бесконечным представляется расстояние между Богом и нами. Он — Тот, Который из наших глубин ходатайствует в нас к Богу воздыханиями неизглаголанными. Он — Тот, Кто, потому что мы — Христовы, Его братья, Его сестры по человечеству (и это собственные слова Христа), дает нам познать, что мы — дети Отца. Какая радость, какое диво, какое достоинство этого, но и какая ответственность!

И если подумать о нашем мире, который так чужд, оторван от Бога, то для него Дух Святой — уже начало вечной жизни. Его присутствие в мире — событие решающее: Он бьет, ударяет, как море о скалы, и разбивает, сломляет сопротивление. Он — радость вечности, стучащаяся к нам в дверь, Он врывается в нашу жизнь, напоминает нам о Боге, о Христе, нашем Спасителе, о нашем величии и достоинстве перед Богом и о том, что все возможно в укрепляющей нас силе Христовой.

Будем поэтому со всей ответственностью и благодарностью праздновать этот день. И пусть Дух Божий, пришедший огненными языками на Апостолов, придет и на нас, либо поистине как огонь, от которого мы возгоримся и будем пламенеть, как купина неопалимая, или как «глас хлада тонка», веяние тихого ветерка, которое пророк слышал в пустыне, где Бог был в Его тихом смирении, Его самоотдаче нам, Его любви к нам.

Аминь.

Преподобный Макарий Великий
Беседа на день Святого Духа
Те, кои слушают слово, должны показывать действие слова в душах своих. Ибо слово Божие не есть слово бездейственное; оно должно производить действие в нашей душе. Потому оно и называется действенным (Евр. 4, 12), что должно совершать действие в слушающих. Итак, да произведет Господь действие истины в слушающих, дабы слово Его не оставалось в нас безплодным. Как тень предшествует телу и показывает тело: так, поелику истина есть тело, а слово — как бы тень Христовой истины, слово предшествует истине.

Плотские родители рождают детей из своего существа, из своего тела, — и, родивши, с великим тщанием воспитывают их, как чад своих, пока они не придут в совершенный возраст и не сделаются их преемниками и наследниками. К тому первоначально и устремлены все желания и заботы родителей, чтобы рождать детей и иметь в них себе наследников; а потому, если не рождают, то впадают в великую печаль и скорбь,— если же рождают, то радуются, и радость свою разделяют с своими сродниками и ближними. Так и Господь наш Иисус Христос, восприяв на Себя попечение о человеческом спасении, сначала совершал домостроительство чрез Патриархов, чрез Закон и Пророков; напоследок и Сам пришел и, презрев безчестие креста, подвергся смерти. Весь сей труд Его. все попечение клонились к тому, чтобы от Себя, от собственного естества Своего, породить духовных чад, которых Он восхотел породить свыше, силою Своего Божества. И как земные отцы скорбят, если не рождают детей: так Господь Иисус Христос, возлюбив людей, как Свой образ, и, восхотев породить их от собственного Божественного семени, и пострадав для их спасения, скорбит, если кто не хочет приять такого рождения, т. е. возродиться от чресл Духа Божия.

Господь хочет, чтобы все люди получили такое рождение: ибо Он умер за всех, и всех призвал к жизни; но жизнь состоит в рождении свыше, от Бога, — без чего не может жить душа, по словам Господа: "аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия" (Иоанн. 3, 3). Напротив, те, кои веруют в Господа и, обратившись к Нему, получают такое рождение, возбуждают великую радость и веселие в своих родителях, на небесах. Все Ангелы и святые Силы радуются о душе, возродившейся от Святого Духа и соделавшейся духом. Тело наше подобно душе, а душа есть образ Святого Духа; как тело без души мертво, и ничего не может делать: так и душа, без небесной души, без Божественного Духа, мертва для царствия, и без Духа Святого не может совершить ничего, угодного Богу. Живописцу, пишущему портрет Царя, необходимо внимательно смотреть на лице царское, и если лице Царя обращено к нему прямо, то он скоро и верно напишет картину; если же оно обращено в другую сторону, то он писать не может, потому что лице отвращено от него. Так и премудрый живописец, Христос, в тех, кои веруют в Него и непрестанно взирают на Него, скоро живописует, по Своему образу, небесного человека, и от Духа Своего — от Ипостаси неизглаголанного света Своего написует небесный образ, и дарует душе высокое и драгоценное обручение. Но в том, кто, взирая на Него, обращает взоры и на другие предметы, Господь не написует Своего образа.

Посему мы, веруя в Господа, должны пламенеть к Нему любовию, презирать все и внимать Ему одному, — должны непрестанно взирать на Него, чтобы Он написал и напечатлел Свой небесный образ в душах наших, и чтобы таким образом мы, нося в себе Христа, могли наследовать вечную жизнь и в полном уповании на оную находили успокоение. Если золотая монета не имеет на себе Царского изображения, то не может быть употребляема в торговле, и не полагается в царские сокровищницы, но отбрасывается в сторону. Так, если и душа не имеет напечатленного в себе образа небесного Духа, Христа: то бывает недостойна горних сокровищниц и изметается из них раздаятелями царствия, святыми Апостолами. Ибо и званный, но неимевший брачной одежды, как чуждый, был ввергнут во тьму кромешную (Матф. 22, 13), потому что не имел небесного образа, который есть знамение и печать Господа, положенная в душах, есть Дух неизреченного света. Как мертвец бывает уже ни на что не потребен и безполезен для живущих на земле, почему его выносят из города и погребают: так, если и душа не имеет в себе небесного образа Божественного света, который есть жизнь души, — то, как мертвая, подвергается отвержению, потому что и мертвая душа, не имея в себе светоносного и Божественного Духа, безполезна граду Святых. Ибо, как в сем мире, душа составляет жизнь тела: так в вечном и небесном мире, Божественный Дух составляет жизнь души.

Итак, ищущий царствия должен с верою приступать ко Господу и молить Его, чтобы Он даровал ему Божественного Духа, Который есть жизнь души. Господь для того и приходил, чтобы даровать душе жизнь, — Духа Своего. Он сказал: "дондеже свет имате, веруйте во свет" (Иоанн. 12, 36): "приидет нощь, егда никтоже может делати" (Иоанн. 9, 4). Посему, если кто не искал и не приобрел жизни для своей души, Божественного света Духа: тот по разлучении с телом будет повержен в страшные места тьмы, и не внидет в царствие небесное, но будет ввергнут в геенну, вместе с диаволом и ангелами его. Как золото или серебро, будучи брошено в огонь, делается чище и драгоценнее, — и ничто там не может изменить его, ни сено, ни тростие, ибо огонь объемлет и поядает все, что пристает к нему: так и душа, находясь в духовном огне и Божественном свете, не терпит никакого зла от злых духов; если же оно и приражается к ней, то его поядает небесный огнь Святого Духа. Или, как птица, возлетев на высоту и находясь в безопасности, не страшится ни ловцов, ни хищных зверей, и, доколе остается на высоте, посмевается над теми и другими: так и душа, приявши духовные крылья, возлетевши на небесную высоту, и находясь превыше всего, посмевается над всем.

Когда Моисей разделил море, тогда плотский Израиль прошел по дну его: подобно сему христиане, став чадами Божиими, ходят превыше горького моря лукавых сил, потому что тело и душа таковых людей бывают жилищем Божиим. В тот день, когда пал Адам, Бог, ходя по раю, так сказать, восплакал, увидя Адама, и сказал ему: "Какое зло избрал ты вместо такого добра? В какое безчестие впал ты после такой славы? От чего теперь ты так мрачен? От чего так безобразен? От чего так смраден? Какой мрак окружает тебя после такого света?" Но и не один Творец плакал об Адаме, когда сей пал и лишился Божественной жизни: его смерть и падение оплакивали Ангелы, все силы, небо, земля и вся тварь: ибо они увидели, что царь их сделался рабом нечистых и лукавых сил. Его душу покрыла тьма страшная и лютая; ибо он впал во власть князя тьмы. В таком состоянии он стал подобен человеку, израненному разбойниками, и оставленному полумертвым на пути из Иерусалима в Иерихон (Лук. 10, 30).

И Лазарь, которого воскресил Господь, и который так смердел во гробе, что никто не мог приблизиться к нему (Иоанн. 11, 39), был образом Адама, коего душа исполнилась великим смрадом и покрылась мраком и тьмою. Впрочем, ты, слыша об Адаме, о человеке впадшем в руки разбойников, и о Лазаре, не возносись мыслию; но углубляйся в себя, в свою душу, потому что и у тебя — такие же раны, такой же смрад, такой же мрак. Все мы — дети сего помраченного племени, и все участвуем в сем смраде. Все мы, как семя Адамово, имеем туже рану, о которой говорит Исаия: "ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания" (Ис. 1, 6): и наша рана так неисцелима, что один Господь может уврачевать ее. Он потому Сам и приходил, что никто из древних, ни самый Закон, ни Пророки не могли исцелить оной. Один Он, пришедши, уврачевал сию неисцелимую рану души.

Итак, приимем Бога и Господа, истинного Врача, Который один, пришедши, к нам и понесши для нас великие труды, может исцелить наши души. Он непрестанно стучит в двери сердец наших, чтобы мы отверзали Ему оные, и чтобы Он, вошедши, почил в наших душах, — чтобы мы омыли и помазали ноги Его, и чтобы Он мог пребывать в нас: ибо Господь осуждает того, кто не омыл Его ног (Лук. 7, 44); а в другом месте говорит: "се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною" (Апок. 3, 20). Он для того и претерпел великие страдания, предал тело Свое на смерть и освободил нас от рабства, чтобы, вселившись в нашу душу, утвердить в ней свое пребывание. Посему-то Господь и скажет на суде стоящим ошуюю Его, осужденным вместе с диаволом в геенну: "странен бех, и не введосте Мене: взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене" (Матф. 25, 42, 43). Ибо Его пища, питие, одежда, жилище и покой — в наших душах. Если же Он непрестанно стучит, желая войти к нам: то приимем Его и введем Его внутрь нас; Он — наша пища, жизнь, питие и живот вечный. Всякая душа, не приявшая Его внутрь себя и не упокоившая Его, сама в Нем не упокоится, не наследует небесного царствия со Святыми, и не внидет в град небесный. Но Ты, Господи Иисусе Христе, Сам введи в него нас, славящих имя Твое с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

 

 

 

Дата создания:  31.05.2007 10:36:00

← Назад к списку

 
 




   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100