Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие мои, други наши, чада Божии, дети Святой Православной Церкви!
Сегодня особый день - день Торжества Православия, день торжества Святой Православной, Соборной и Апостольской Церкви, Церкви Торжествующей - Небесной и Церкви воинствующей - земной. И это день радости о воплощении Сына Божия, о полноте Божества на земле в Нем и о полноте Божества и в теле Его - в Церкви Христовой.
А тело Его - это все те, кто идет подвигом жизни в вере и истине, в лоне Церкви, это все, начиная со святых апостолов: сами апостолы и учители Церкви, ее патриархи, святители, святые отцы и народ Божий - миряне, держащиеся истины веры, ею жившие, ею живущие и теперь. Это все мы, собравшиеся после первой недели постных подвигов в церкви и облеченные ныне в белую одежду оправдания, вкусив божественной жизни, соединясь с Господом в Таинстве Святого Причащения.
Мы с вами слышали сегодня в евангельском чтении высокую оценку и похвалу от испытующего сердца Господа будущему апостолу Нафанаилу: "...Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства" (Ин. 1, 47). И это похвала христианину, это похвала той Церкви, о которой Господь изрек: вот Церковь, в которой нет лукавства, нет суетных измышлений человеческих, которая вся есть истина во всем ее учении, Таинствах, богослужении, управлении, во всем ее устройстве.
Именно эта Церковь, по слову апостола Павла - "...столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15), есть славная Церковь, не имеющая скверны или порока. Какими кровавыми подвигами, какой борьбой с врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости веры и Церкви приобретено, сохранено и передано нам Православие!
Сегодня мы видим земную Церковь удрученной, отягченной многообразными бедами и скорбями (а это почти постоянное состояние Церкви Православной от дней ее основания), и кажется нам: есть ли о чем радоваться? Но знайте, дорогие мои, Торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает миру жизнь и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, - это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви, этой любовью.
А для нас, для каждого из нас, остается только частный вопрос - будем ли мы с вами участниками этой Божественной любви? Сохраним ли себя и сохраним ли для своего потомства то, что дал нам Сам Христос и что передали в чистоте Его верные последователи в Церкви?
Так будем же помнить, дорогие наши, чтобы нам с вами быть истинно православными христианами, надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в ее молитвах, учении, Таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями и уставами. А главное - необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена.
Первое Торжество Православия было установлено, когда Церковь в борьбе с иконоборчеством отстояла свое право и долг поклоняться иконам Христа, Матери Божией и святых, и тем самым отстояла она и истину Боговоплощения. А теперь Церковь продолжает праздновать и будет праздновать до конца дней мира явление в нем образов Живого Бога. Ибо и теперь Бог открывает Себя в людях, стяжавших и являющих в себе это бесценное сокровище, эту единственную жемчужину, которой не стоит весь мир, - богоподобие человека в святости жизни.
Так помолимся сейчас, дорогие мои, тем, кто святостию своей освящал и освящает и нам путь к истине.
Помолимся и о тех, кто трудами своими и болезнями сохраняет в наши дни верность истине Божией.
Попросим Господа, чтобы и нам быть не чуждыми этой верности и этих трудов.
Аминь.
Протоиерей Василий Попов
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Первое воскресенье Великого поста называется неделей Торжества Православия. В этот день Св. Церковь вспоминает свою победу над иконоборческой ересью и восстановление иконопочитания. Сегодня Церковь особым чином порицает и отрицает всякую ересь и всякое заблуждение, грех, ложь и неправду, которые прокрадываются в историческую и общественную реальность христианства. Вместе с тем мы прославляем истину, открытую в почитании св. икон и утверждаем святость образа Божия, по которому, как сказано в Св. Писании, сотворен человек, каждый из нас.
Думая о Торжестве Православия и совершая благолепный чин Торжества, мы часто склонны предаваться погружению в историческую память, вспоминать великие события и победы, облекать эти воспоминания во все доступные формы церковной торжественности.
Все это нужно, и даже необходимо. Однако следует помнить, что наше нынешнее торжество – это не только почитание церковной традиции, которая берет свое начало с середины IX века. В этот день происходит нечто более глубокое и важное, чем лишь историческая память. Красота и благолепие богослужения этого дня напоминают нам о той реальности, которая незримо совершается в Церкви Божией с самого момента ее существования или, лучше сказать, с момента Боговоплощения, с тех пор, как в пустыне иорданской и на горах палестинских зазвучала проповедь Евангелия, призыв войти в Царство Божие, с того момента, когда Царство Божие во всей полноте и силе вошло в земную жизнь. Именно тогда началось торжество победы истины над ложью, добра над злом, тогда, когда Богочеловек Христос трижды подвергся искушению в пустыне от диавола и победил его. В то время многие, услышав божественный призыв в Царство Божие, покаялись, сумели победить себя, изменить и стать святыми. Тогда, когда Христос на кресте воскликнул: «совершилось» и ввел в Царство Божие разбойника благоразумного. Именно в этом заключается торжество Православия или, лучше сказать, торжество Христианства. И эта победа всегда совершается в Церкви в каждом из нас, кто стремится ко изменению себя, ко спасению. Происходит это зачастую незримо даже в те моменты, когда истина гонима и попираема, когда кажется будто в мире сем торжествует зло. И Святая Церковь, собирая нас вместе в этот день, являет ту реальность, которая порой невидима, сокрыта от иных очей, показывает красоту или, вернее сказать, доброту и лепоту, в которую «облечеся Господь», и тем самым укрепляет нас в наших трудах на нашем нелегком жизненном пути. Ведь всякий стремящийся ко спасению не имеет права надеяться на спокойную жизнь здесь, на земле. «В мире скорбны будете, - сказал некогда Христос, - но Я победил мир». И мы должны побеждать мир, преодолевать те искушения, которых нам не избежать и не обойти, а можно преодолеть, но только лишь с помощью Божией, и эта всепобеждающая Божия поддержка подается нам в Церкви через ее богослужения и молитвы, через общение друг с другом и святыми.
Царство Божие трудом берется, и тот, кто трудится, входит в него. Об этом говорит Господь. И мы в дни Великого поста вступили на путь этого подвига. Но Господь в прощальной беседе с учениками учил их: «Истинно, истинно говорю вам, вы восплачете и возжаждете, а мир возрадуется, вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорбь от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль, но я увижу вас опять и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 20-22).
Эту радость мы ожидаем, к ней стремимся, и она открывается нам и здесь, на земле. Радость общения с Богом, красоту Царства Небесного являет нам Св. Церковь своим богослужением, молитвенным восторгом, который открывается нам во всей полноте прежде всего в Божественной Литургии, в таинстве Евхаристии, где мы снова и снова встречаемся с Богом, как бы приступая, по словам апостола Павла, к Сионской горе...
Вот почему все в Церкви: слова, чтения, песнопения, священнодействия, иконы, колокольный звон - не просто детали религиозного церемониала, не только ритуал, но явление и изображение той небесной красоты, которую мы называем Царством Божиим. Оно входит в нашу бытийность уже здесь на земле, где мы готовимся войти в Него и бесконечно торжествовать с Богом и святыми.
Совершая чин Торжества, Св. Церковь помогает нам обрести опыт Царства Небесного, опыт непрерывного торжества, радости и восторга в Нем. Не случайно эта служба совершается именно в дни Великого поста, дни подвига воздержания и молитвы, дни особого покаяния. Церковь укрепляет нас, показывая то, что ожидает нас впереди. Если мы до конца будем верными Богу, сохраним правую веру в Него, пребудем в этом спасительном ковчеге, в Церкви Христовой, побеждая в себе всякий грех, всякое разделение, ложь и неправду, то радость Торжества будет неотъемлемой частью нашей природы, свойством нашей бессмертной души, нашим состоянием, а это и есть Царство Божие, пришедшее неприметным образом, то Царство Божие, о котором св. апостол говорит: «Царство Божие и радость о Духе Святом».
Аминь.