Протоиерей Василий Ермаков
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий
Протоиерей Василий Ермаков
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святая, чадолюбивая наша Церковь знает все наши человеческие нужды, страдания и болезни. И она не оставляет нас без великой, Божественной, небесной помощи. Когда ты почувствуешь всю немощь своего небесного бытия, всю тяжесть болезней, — обратись к Богу.
Церковь дает нам Богослужение, дает постигнуть благодатные таинства, зовет на молитву, чтобы мы здесь, в Храме Божием, в одном порыве веры возносили Богу наши молитвы о всех наших радостях, о всех страданиях. И вместе с тем, церковь дает нам пять недель в году великого подвига — подвига Поста Великого, чтобы каждый сын, каждая дочь православной веры вошел в это спасительное время Благодати Божией, когда он мог бы легко и свободно заглянуть в тайну своей жизни, в тайну своей души, — что же нехорошего, греховного таится в этом тайнике личной нашей человеческой жизни.
Что же таится? Про себя это знает каждый из нас. А именно, тот грех, те позывы ко греху, и те злодеяния, и преступления, ожесточения или гордость, надменность, что так часто проявляется в поведении и действиях людей. Но совершая этот грех, человек забывает о том воздаянии, которое он получит здесь, на земле. Это — вразумление Божие, чтобы затем, когда придет твой час, — чистым страдальческим бытием и крестом жизни, — ты вошел в лоно Отца Небесного.
Церковь зовет нас сегодня словами евангелиста Матфея, словами Господа нашего Иисуса Христа: «Если вы отпущаете человекам согрешения их, то и Бог вам отпустит ваши согрешения». Вот то доступное, земное действие каждого, — простить! Не творить зло, не унижать, не обидеть, — а простить. На словах-то это легко, а на деле?
Но подумаем, что же происходит сегодня в России? Откуда зло? Откуда это ожесточение людей друг к другу? Это замечается в нашей повседневной жизни: в магазинах, на городском транспорте, на улице... Люди оттого ожесточились, что забыли Бога! Оттого, что не ходят в Храм Божий! И рассуждают: никому не прощу даже самой малой вины. Не хочу, не буду! Мы видим это ожесточение к ближнему, даже родных друг к другу. Мы помним события прошлого года, — октябрьские дни в Москве. Брат шел на брата, дети на отцов, мы видели, как люди таскали булыжники, чтобы кинуть их в брата или сестру, кто стоял у Белого дома. Зачем? Неужели пролито мало крови в России? Разве в семнадцатом году не шел брат на брата? И годы, годы не полыхала гражданская война, терзая безбожно нашу страну!
И вот, это безбожье, это то, что мы впитали, как возмездие за прошлое, осело в довоенных и послевоенных поколениях, а через них реально воплотилось в их детях. Вглядитесь в наше страшное время!
Вечером уже страшно пройти по городу, страшно прилично одеться, что-то кому-то сказать, — тебя могут толкнуть, ударить, убить.
Откуда это зло? Оно передалось молодежи через гены зла и ожесточения! Она считает, что все дозволено: как хочу, так и ворочу... Все могу совершить. И совершают.
А теперь, простите, малый пример: я еду на службу мимо тюрьмы «Кресты» и каждый день там стоят сотни людей — передачи несут там сидящим. У Невы стоят молодые девчата, руками машут. Что? Кому? Они знали что, совершили — злодейство, убийство — и они знали, куда посылали своих приятелей. Что ж теперь махать ручкой? Что говорить этим безмолвным стенам? А где была совесть преступников? Человек трудится, а я хочу жить за твой счет, отобрать заработанное тобой и потому убиваю тебя, мне безразлично твое страдание.
Вот и получи наказание! Оно было, есть и останется. Каждый, кто поднял руку на человека, будет наказан жизнью.
Нам трудно сегодня, но мы верим, что Бог защитит нас. Но больно видеть, почему же человек, перед тем, как совершить зло: нанести удар ножом ближнему своему, или послать в него пулю, — не задумается о наказании и в этой жизни, и в той, неземной? То и дело слышишь, или прочтешь в газете: кого-то убили; кого-то взяли в заложники, но те, кто взял, те сами стали заложниками своего греха на этой земле. Для чего? Во имя чего?! Потому что все дозволено. Пророк Достоевский прав: если Бога нет — все дозволено. В своем произведении «Бесы» он предсказывал все: и то, к чему приведет революция в России, и то, чего это будет стоить народу. Он вывел всех этих революционеров — бомбометалыциков и убийц в образах Верховенского и Шигалева. Свои преступные замыслы они прикрывали «заботой о народе», о «справедливости», — но эти «святые» слова исходили из уст бесов, которые ни о народе, ни о справедливости и не мыслили! А замышляли захватить власть и дать волю своим страстям убийства и насилия...
Это — в книге. И вот, почти через месяц после смерти Достоевского, 1 марта 1881 ода уже не в книге, а в жизни бомбометальщики совершили преступное убийство царя-освободителя Александра II. Это было уже восьмое покушение на него, на )тот раз удавшееся. Они спешили, они боялись, что император произведет новые реформы и им уже не на что будет ссылаться в своей лживой пропаганде. Вот тайные мысли их! Последыши Верховенских и Шигалевых в 17 году захватили власть и тем вовлекли русский народ, давший себя увлечь большевистской демагогией, в страшную катастрофу, и тотчас приступили к уничтожению целых сословий общества!.. «Для счастья человечества» — Верховенские и Шигалевы хотели уничтожить десятки миллионов людей; их последыши превзошли их десятикратно! И невольно вспоминаешь вопрос убитого уже в наше время поэта, обращенный к России: «Как ты могла себя отдать на растерзание вандалам?!»
И этот вандализм в большей или меньшей степени продолжался все эти десятилетия, начиная с семнадцатого года. В иных формах продолжается он и ныне. Сегодня нет ни ЧК, ни НКВД, но народ по-прежнему находится во власти террора, на этот раз бандитов-уголовников. И поскольку никаких серьезных мер не принимается, невольно думаешь: может это кому-то надо, кому-то выгодно?..
Несправедливости жизни видны нам, но мы не знаем, какие мучения посылаются свыше грешному. Мы вынесли Православие. Нам было страшно в гонениях, но Бог не оставил нас. Самое удивительное в том, что люди греха не сознают, что они, как и все мы, — временные гости на этой земле, а впереди —жизнь вечная, и Страшный Суд, которого никто не избегнет. Вот почему церковь зовет нас к сдержанности и к тому, чтобы не носить даже в мыслях своих ожесточение. Ведь начинается с мысли: подумал, собрал банду, — пошел грабить и убивать, хотя сама логика жизни учит — не совершай. Всепрощение — слово емкое, но надо верно понять его. Когда мы говорим о Прощеном Воскресении, что в этот день надо прощать друг друга, мы имеем в виду мелкие грехи, в поступках и мыслях: прости, что я дурно подумал о тебе, прости, что обманул... И милость Господня простит нас. Прощайте близким своим! И надо, чтобы в прощении они почувствовали действительный порыв нашего сердца христианского отца, матери, наших близких... Это и есть чувство веры, чувство смирения, признание того, что я не имею чувства зла в сердце своем.
Это трудно. Люди без веры смеются над нами. Но именно смирение побеждает зло. Не кулак, не сила, а смирение. И в этом подвиг народа русского. Смиришься, и в сердце твое снизойдет Благодать Божия. Любовью покрываются грехи наши. Устами Спасителя учит Церковь: прости! И Господь простит согрешения наши.
Что еще сегодня говорит нам слово Божие в это Прощеное Воскресение? Оно вещает — где будет сердце ваше — там будет и сокровище ваше. Если в сердце вашем собираются все мысли, все стремления, все желания добра — там будет и сокровище добродетели. В добром сердце —добрые сокровища; из доброго сердца исходят добрые слова утешения, радости, назидания, помощи. А из злого... но об этом уже сказано выше.
Да, жизнь ставит перед нами трудные вопросы, в их числе и когда прощать, а когда — не прощать. Всех случаев не перечислишь, но руководство к этому есть.
«Живи в мире с врагами, но с врагами Божьими», — поучает нас великий Святой Иоанн Златоуст. Вот и ключ к ответу на вопрос, — кого прощать. В четырнадцатом веке Преподобный Сергий Радонежский не рассуждал о «непротивлении злу насилием» — это «обвинение» часто бросают церкви — но смело и непреклонно Благословил князя Дмитрия Донского идти на врага Руси. И даже, вопреки традиции, послал в войско Дмитриеве своих монахов иноков-воителей Пересвета и Ослябю! Вот вам и позиция церкви!..
Вспомним здесь, как патриарх Гермоген измученный в польском застенке, своим мощным архипастырским призывом объеденил стремление русских людей, — соединиться и освободить великую Русскую Землю от иноземного ига! Русские Святители, Святые Отцы, все православное священство всегда поднимало народ на борьбу с врагами России и Бога.
Прояснился вопрос: кого прощать, а кого и нет?
И накануне Великого Поста церковь зовет нас, чтобы мы помирились и с радостью вошли в этот Подвиг, чтобы перед нами сияла горящая звезда Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и не было б уныния, ропота на Бога, отчаяния.
Но, увы, не до каждого человека доходит этот любвеобильный святой призыв Матери церкви и потому снова и снова мы будем звать унывающих, колеблющихся, слабых. Идите без рассуждении, идите к Богу, чтобы получить великую силу Благодати в причащении тела и крови Христа Спасителя, чтобы Господь помог нам достойно и праведно совершить подвиг Поста великого.
Это и напоминание о том далеком времени, когда наши праотцы согрешили в раю, нарушив единственную заповедь о послушании Богу, — не вкушай! Но дьявол сказал им: вкуси и будете, как Боги. Вот мы и страдаем за то, что не послушали слово Божие. Они однажды нарушили, а мы многотысячно, многомиллионно страдаем за грехи прародительские... Но у нас есть та радость, которой не имела ветхозаветная церковь: с нами Спаситель мира, у нас есть Храм Божий, у нас есть целительная молитва, у нас есть таинство Божие, у нас есть все! И церковь зовет, — придите ко мне все страждущие, обремененные, и я успокою вас. И надо, чтобы в сердце нашем не было зла на мир окружающий и особенно на наших близких, родных. Хотя порой именно родные, близкие приносят нам зло, страдания, но мы люди опытные, старшие должны своим примером показать, как надо исполнять заповедь Божию о всепрощении, и пусть Господь наш Иисус Христос простит нас в подвиге Поста, поддержит нас, и мы, как верные дети православия, простим от всего сердца. Кто нас обидел словом, делом, помышлением.
Аминь.
Наша духовная весна
Проповедь архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на прощеное воскресенье
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные во Христе отцы, братья, сестры. Приблизился Великий Пост. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская всегда преследуют человека со времен искушения Христа в пустыне.
Божией милостью мы вступаем в пост для того, чтобы осмыслить свое бытие на земле, заглянуть в глубины сердца, уврачевать свои духовные раны, чтобы с радостью встретить Светлое Воскресение Христово.
Церковь, как чадолюбивая мать, готовит своих детей к восхождению в этот спасительный период жизни, чтобы человек очистился от греховной скверны, осознал свои немощи и недостатки и вознес молитвы Богу, чтобы он покаялся и возвратился, как блудный сын, в Отчий дом. Грехи, которые постоянно преследуют человека изначала, после падения первых людей, врачуются в таинстве покаяния.
Христос пришел в мир, воспринял человеческую плоть, взошел на Крест, совершил тайну искупительного подвига. Во время поста Он дает каждому возможность открыть в себе образ Божий, пережить радость богообщения. Через страдания, через богоуподобление человек возвышается, через отвержение себя он очищается, через покаяние он врачует свои немощи и недуги. Не случайно в Церкви в дни поста каждый особенно зрит грани добра и зла. Внешнему плотяному человеку, обуреваемому житейскими заботами, трудно различить эти моменты. Потому-то диавол, как рыкающий лев, постоянно искушает его, пытаясь соблазнить похотью плоти, похотью очей и гордостью. В мире мало что изменилось с момента явления Христа. Как сатана искушал Христа, так же он искушает и нас.
Периодически человечество возвышается, обращается к Богу, осознает свои немощи, но потом вдруг под тяжестью грехов вновь ищет более человеческой славы, нежели славы Божией. Это происходит потому, что человек теряет веру, веру в Творца и Создателя, подвергая себя опять этим искушениям.
С каждым мгновением поста мы осознаем, что время, которое нам отведено, необходимо использовать для очищения и приготовления встречи с Творцом и Создателем. Но вместе с тем мы, прожив этот спасительный период, вновь ввергаем себя в различные житейские испытания. Иго Христово, о котором говорит Христос в Евангелии, действительно благо. Казалось, внешне человек подвержен тяготам, но в том-то и парадокс христианской, православной жизни, что за внешним неказистым проявлением подчас кроется глубина и прозрачность, где текут чистые воды, омывающие наши скверны.
Христианство изначала основано на подвижнической жизни. Человек должен заставить себя, вступить в этот период, достойно, праведно пройти подвиг Великого поста и пережить в этот момент радость богообщения. К сожалению, мы чаще склоняемся к свободе не от греха, а от своей совести. Мы постоянно заглушаем ее, этот нравственный закон, данный каждому из нас. Мы чувствуем и горечь утраты, и неуютные состояния души, и поражения, и внутреннее смятение, все это переживает человек, когда совесть его повергается в испытания. В этот момент Церковь и протягивает нам руку. Не случайно установлены посты, особенно Великий. Он именуется весной духовной, внутренним духовным оздоровлением.
Наши чувства, желания, устремления всегда постоянны, потому что эти чувства принадлежат Вечности, хотя человек по истечении времени теряет физическую активность. Жажда этой вечности живет в людях, но порой в силу своего греховного состояния они страшатся неизвестности.
Пост, по словам святых отцов, не значит невкушение пищи, напротив - вкушение, но другой, Божественной пищи, Тайны Христовой, Его Тела и Крови, соединение с Самим Творцом и Создателем. Здесь реально перед внутренним взором каждого открывается духовная картина борьбы человека с силами зла. Не случайно древние говорили, что поле борьбы - это сердце человеческое. Здесь диавол борется с Богом. В период поста, когда утончается наша плоть, возникает множество проблем, которых доселе мы не замечали. Плотяной человек, который жил по категориям греха как нормы, вдруг особенно ощущает внутренние противостояния, страшные борения, он хочет освободиться от этого и совершает грех, а грех - это уже ропот на Бога, это восстание на Творца и Создателя. "Почему?", "Зачем?" - так было у первых людей. Этот соблазн также присутствует у каждого, и здесь человеку необходимо выстоять, утвердиться в молитве и прежде всего в любви, не в физической, а в Божественной. Поверьте, именно этот период должен особо вас подготовить к великому осознанию, что Бог по имени и по существу - есть Любовь.
Из сердца человеческого, по свидетельству апостола Павла, исходят различные греховные устремления и прелюбодеяния, греховные наклонности и те чувства, посредством которых мы входим в мир. Мы должны уврачевать эти чувства, сделать наше сердце чистым. Мы просим за Божественной литургией: "Господи! Сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей", чтобы дух был свободен внутри тебя, а сердце уврачевано, чтобы полнота и согласие пребывали в этом человеке, и он испытывал чистоту: только чистые Бога узрят.
Подобное познается подобным, извечно говорили святые отцы. Нужно войти в это состояние Божественного перерождения, чтобы четко определять границы добра и зла, света и тьмы, чтобы путь человека был увенчан, определен такими христианскими добродетелями, как смирение, любовь, милосердие, сострадание. Апостол говорит, что легко страдать со страдающим, гораздо труднее радоваться с радующимся. Чувство зависти и недовольства присутствуют в человеке. Но надо помнить, что существует и небесная иерархия, что по слову Божию и звезды, и луна разнствуют во всей своей славе. Это осознание разнообразия дано каждому. Мы знаем, что в многообразии и заключается премудрость Божия. Человек сохраняет свою индивидуальность и неповторимость. Его индивидуальность свидетельствует о Божественной премудрости.
Поэтому в период поста человек должен как воин Христов проявить себя во всей полноте, осознать и помочь ближнему, даже если тот раздражен. Объяснить это можно тем, что идет невидимая брань, о которой много говорили святые отцы и та духовная литература, которая была от нас сокрыта, но сейчас востребована. Необходимо объяснить человеку, что он, вступая в пост, подвергает себя различным испытаниям, что силы зла будут восставать на него. В этом борении можно одержать победу силою Божией. И пост, и молитвенный подвиг тогда станут благоприятны, когда человек будет растворять это своей любовью. Это порой трудно, но именно через преодоление своих немощей Господь посылает Божественную благодать, о которой мы упоминаем. "Немощных врачующая и оскудевающих восполняющая". Она восполнит недостающее и уврачует наши физические и духовные недуги.
Божией милостью Господь сподобил нас вновь войти в этом году в период духовной весны, осознания себя как богоподобного существа. Чтобы это время было для нас благословенным, благоприятным и радостным, необходимо чувство сознания своих грехов, чувство недостоинства, а вместе с этим и чувство покаяния, которое поможет уврачевать нашу духовную сущность.
Призываю на вас Божие благословение, чтобы вы в этом подвиге внимательно отнеслись к себе, к движениям своего сердца, к внешним выражениям поведения, чтобы мы сохранили внутреннее благочестие и молитвенное состояние. Тогда действительно этот подвиг и весь наш путь духовного поста будет Богом благословенным и нам благоприятным и спасительным. Аминь.
Дата создания:
07.05.2007 10:20:00