Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2020
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

8 сентября (21 сентября по новому стилю) святая Церковь отмечает праздник - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот день прославляет праведных родителей Пресвятой Марии Иоакима и Анну.

Иоаким происходит из рода царя Давида, а Анна - из рода первосвященника Аарона. Долгое время супруги не имели детей, хотя и достигли преклонного возраста, но горячо молились и дали обещание посвятить Богу ребенка, который у них родится. Господь исполнил их прошение.

Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть о том, что молитвы их услышаны Богом и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему человечеству. Праведные супруги возрадовались и возблагодарили Господа за Его великую милость. Они принесли в храм щедрые жертвы и раздали милостыни, и в молитве стали ожидать исполнения обещанного Господом. И вот пришел день, когда, к великой радости, у них родилась Дочь, которую они назвали Марией. Пресвятая Дева Мария была Избранницей Божией, чтобы стать Матерью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В эти дни земледельцы благодарили Богородицу - небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов - за собранный урожай и просили ее помощи на будущий год. Собирали лук, убирали на зиму пчелиные улья, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений.

У православного народа с самого начала было и остается почитание и радостное любование Марией - Ее Материнством, Ее кровной связью с Иисусом Христом.

Тайна начинается с простого. Что может быть обыденнее - мать и дитя. Глядя в детские глаза, начинаешь понимать, что ребёнок - не соединение атомов и молекул, и не умеющая говорить обезьяна. Нет, человек - это существо, которое от начала несёт в себе образ Божий. Как же мы не ценим этого удивительного дара - рождения ребёнка. Мы свели это чудо - появление на свет новой жизни, рождение нового человека, судьбой которого управляет Господь, к экономическим и материальным факторам, конечно, тоже важным и существенным.

Рождество Богородицы... Как не вспомнить, что Пресвятая Дева родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их исправление казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто повторяли, что только Бог может сойти в наш мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий пожелал для спасения людей принять человеческое естество и избрал Пречистую Деву Своей матерью. Тем самым Он освятил всякое материнство как великий подвиг, как источник благодатного дарования новой жизни.

Как научить постижению этой тайны наших современных дочерей? Только одним путем - через храм Божий, где во время праздника Рождества Богородицы будут звучать торжественные, ликующие слова: «Величаем тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое».


Детство и родители Пресвятой Богородицы 

О Рождестве и детстве Пресвятой Богородицы мы знаем не из книг Нового Завета, а на основании Священного Предания. Подробно об этих событиях рассказывает апокрифический текст II-III вв., так называемое Протоевангелие Иакова. Это сказание, хотя и не относилось к каноническим новозаветным текстам, издревле пользовалось авторитетом.
Оно повествует о благочестивой чете из Назарета Галилейского - Иоакиме и Анне. Иоаким происходил из царственного рода Давидова, а Анна была дочерью священника от племени Ааронова, Матфана (другая его дочь, София, была матерью Елисаветы, ставшей матерью Иоанна Предтечи). Иоаким и Анна были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием.
Они жили безбедно, Иоаким владел многочисленными стадами. На себя они тратили только одну треть своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным. Однако у них не было детей, а у израильтян это считалось позорным, так как бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком. По понятиям того времени, бесчадие считалось бесславием и тяжелым наказанием. В один из великих праздников Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, но первосвященник отверг приношение Иоакима, укорив его бесчадием. Также и другие одноплеменники поносили его, говоря: "Непозволительно тебе приносить с нами дары твои, ибо ты не сотворил семени в Израиле". Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню, где в течение сорока дней пребывал в посте и молитве.
Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо с птенцами на ветке лавра. "Увы! - воскликнула Анна. - Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа".
И тогда явился в саду Ангел Господень и сказал: "Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь Дочь благословенную. Ради Нее благословятся все роды земные. Чрез Нее дастся спасение всему миру, и наречется Она Марией". Анна дала обет: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу. Такое же видение было и Иоакиму в пустыне. Иоаким и Анна встретились, вместе принесли благодарственные жертвы в храме и возвратились домой, с твердой верой, что получат по обетованию Господа.

Православная Церковь с древних времен празднует 9(22) декабря Зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых родителей, а через девять месяцев после этого дня, 8(21) сентября, Пречистая Дева родилась на свет. По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца, Ей было дано имя, указанное ангелом Божиим - Мария, что значит "госпожа", "надежда".
Мария росла и укреплялась, окруженная заботой родителей. Предание говорит, что когда ей исполнилось шесть месяцев, Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Анна решила, что Дочь ее не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень. Она устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем.
Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию, прося всех благословить Ее. "Бог отцов наших, благослови Младенца Сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах", - таково было благословение священников. Анна же радостно прославляла Бога, что Он разрешил ее неплодие и "отъял поношение врагов ее". Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая подольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение.
Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм. К торжеству посвящения в Назарете собралось много родных и близких Иоакима и Анны. Все они отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета. После вступления в город и семидневного очищения постом и молитвою праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя свою трехлетнюю дочь. На встречу им из храма вышли священники во главе с первосвященником Захарией.
Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где ее принял первосвященник Захария. По слову предания, он не остановился там, где обычно стояли молящиеся, но ввел ее в Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию. Во все время пребывания в храме Мария невозбранно входила туда для молитвы. После введения Иоаким и Анна, принеся благодарственную жертву, вернулись домой, а трехлетняя Мария была оставлена при храме для воспитания с другими девами. Вокруг храма были построены особые помещения, где жили девы, посвященные и служившие Богу. Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенной чистотой и святостью. Она вставала с рассветом и, по свидетельству предания, три раза в день совершала молитву: утром, в полдень и вечером. В остальное время Она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесной пищей.
Когда Марии было около девяти лет, Она лишилась Своих престарелых родителей: сначала умер Иоаким, а вскоре и Анна.
Девственная чистота, уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью у евреев. Все девы, воспитанные в храме, должны были, по достижении возраста, вступать в супружество. Когда Марии исполнилось 14 лет, первосвященник объявил Ей, что, по обычаю, Ей нужно оставить храм и выйти замуж. Пресвятая Дева ответила, что Она от рождения посвящена Богу и желает всю Свою жизнь соблюсти девство. Священники, не зная, как поступить, стали просить Бога, чтобы он объявил им Свою волю. Первосвященник, облачившись в священные одежды, вошел за завесу с молитвою, и ему явился ангел Господень и сказал: "Захария! Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы свои. Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее".
Первосвященник собрал этих мужей, взял у них жезлы и внес в храм. На следующий день, когда священники вошли в храм, оказалось, что жезл, принадлежавший Иосифу, расцвел. А когда священник стал раздавать жезлы и подал последнему Иосифу, все увидели, что сверху слетел голубь и сел на его жезл. Тогда Дева Мария была с ним обручена, то есть поручена ему не для брака, а для хранения Ее девства. После обручения Иосиф с Марией отправились в Назарет, где Пресвятая Дева вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

См. "ПРОПОВЕДИ"

 

Дата создания:  19.09.2006 06:43:00

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100