В Евангельском чтении в этот день звучат слова Христовы: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною . Как это понять: взять крест свой ? Это значит . безропотно нести тот жизненный крест, которым Господь наделяет каждого из нас по нашей силе. Никому не дается креста выше его сил. В нашем жизненном крестоношении мы должны всегда взирать на Божественного Искупителя-Крестоносца Господа и Спасителя нашего, который взял крест наших грехов, принял хулу, страдания и смерть ради Спасения мира. Из чего же состоит наш жизненный крест? Это наши болезни и немощи наших близких, это трудности и проблемы, с которыми мы встречаемся на своем жизненном пути, это всевозможные неустройства и скорби, которыми посещает нас Господь. Этот наш крест дарован нам Господом ради нашего спасения, ради нашего возрастания в духе любви и смирения перед волей Божией. Мы должны принять наш крест с терпением, помня о том, что тяжесть его, по милости Господней, никогда не превосходит наших возможностей. Нужно нести его, по слову Христову, отвергшись себя и следуя за Ним. В середине Великого поста Святая Церковь, укрепляя нас на подвиги поста и молитвы, напоминает нам о Крестном пути Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и о Его Воскресении. Мы поем: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим . Мы готовимся встретить Светлый День Воскресения Христова, и на этом пути Великого поста знамение Креста Господня должно ободрять нас, давать нам силы и мужество нести наш малый жизненный крест. Если каждый из нас, сталкиваясь с трудностями и испытаниями, будет помнить о том, что Крестный путь Спасителя завершился Его Воскресением, о том, что Господь, по милости Своей, наставляет нас на наш малый крестный путь ради нашего спасения и наследования Жизни Вечной, то нам станет гораздо легче нести наш малый жизненный крест и следовать за Господом , - говорит в своей проповеди Святейший Патриарх Алексий II.
На Крестопоклонную неделю.
Незаметно время летит. Не успели оглянуться , уж две седьмицы Великого поста прошли, да и третья не замедлит. Телесно к посту, вроде бы пообвыклись , а как на духовном фронте? Оказывается , не просто.
Ежедневные, торжественные и долгие службы первой седьмицы сделали незаметным переход от «сырной» к посту. В трудах легче. На второй – основные усилия были направлены на усмирение подраспустившегося чрева, но и здесь на помощь пришли изыски постной кухни, коими сегодня пестрят православные сборники и календари. Но вот погодка от морозцев, хотя и запоздавших, но по настоящему зимних, повернула к оттепели: слякоть, мокрый снег с дождём , ветры и серая хмарь тучь , мартовские перепады давления сделали своё дело – здоровье ушло «на покой» , и организм наш, привыкший к городскому комфорту «заскрипел несмазанными петлями» различных хворей. Но и это - пол проблемы . Основные трудности, оказывается подстерегали с другой стороны. Отцы церкви учат, что болезни телесные у новоначальных христиан, а таковыми можно с уверенностью назвать большую часть теперешних прихожан, являются отражением болезни души, не привыкшей к послушанию, воздержанию, терпению и сосредоточенной молитве. И вот эти-то болезни души, словно почувствовав приближающуюся весну, повылезли из уютных норок сердца и взялись крепко за своего хозяина. И чего тут только нет! И враждебность, и гневливость, и злопомнение , и осуждение с мироустроительством , и самоправедность со смиреннословием и любоучительством , что ведь ни чем не лучше любоначалия . Да и помыслы стали иногда через чур уж откровенными и назойливыми – то чревоугодие предлагают, то на пьянство толкают, то к откровенному, простите, блуду призывают. И чувства хранить , оказывается ох как трудно! То запахом приятным и до боли знакомым соблазнишься, то звуки прелестные слух услаждать обещают, то осязание не по назначению сработает. В общем, что ни говори – «Храм носяй телесный, весь осквернен!», - повреждено наше падшее естество до крайности, - « всякое мое чувство и всякий уд оскверних , растлих , непотребен сотворих , делателище быв всячески Диаволе…», самое время теперь возопить ко Господу – Творцу всяческих: «Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь , но и Твое есмь создание!... не отчаиваю своего спасения аз окаянный, на Т вое бо благоутробие уповая, не изнемогу»… Да вот силы подвигнуть себя к воплю такому, под час тоже нет. Что же делать? Расслабишься – уныние с ропотом и отчаянием сожрут дотла . Как быть?
К счастью, не одиноки мы в своих проблемах. Путь ко спасению души для Жизни Вечной был труден всегда, во все времена. И все наши трудности переживали люди и в прошлые века Христианства. Святая Церковь Христова знает наши нужды и болезни, и есть у неё благодатные средства ко уврачеванию , казалось бы, неисцельных язв нашей души. Наступает середина Великого поста, невидимая брань, что «Не против плоти и крови, но…против духов злобы поднебесной »( Ап . Пав., Ефес.Гл.6, 12), усиливается, и кажется, силы наши иссякают. Но церковь в третью Неделю Великого поста износит из алтаря для поклонения верующим Святой Животворящий крест, чтобы видя знамение победы над смертью и размышляя о вольных страданиях Христа, претерпевшего распятие и смерть, чтобы мы обрели в Нём жизнь, открылось у душ наших как - бы второе дыхание. Чтобы мы могли, усугубив молитву и храня посильный пост, неустанно прибегать к Спасительным таинствам Покаяния, Причащения и Елеосвящения , чтобы достойно пройти нелёгкое поприще Святой четыредесятницы , и «Ежели угодно будет Богу, и живы будем»( Пет.), в радости поклониться Святому Вскресению Господа нашего, Иисуса Христа, которому вместе со Отцем и Святым Животворящим Духом – Слава, честь и поклонение во веки вечные! Аминь.
Весеннее томление души
Синеет неба высь ,и солнца ласкового лучик тёплый
Зовёт скорее выйти из дому, взглянуть на голубую даль…
Сегодня я пытаюсь вслушаться в птиц радостные вопли,
Но вдруг вздохну, и в сердце больно шевельнётся о грехах печаль.
О, Господи! Как я живу? Мне покаянье нынче даруй,
Изми меня от пагубных страстей, от лжи и суеты,
В преполовенье дней меня ты не введи, но время жизни мне пожалуй
Для покаянья полного и исправленья, и спаси от пустоты
Унынья пагубного, что так часто сердце гложет,
Отчаяньем грозя мне преградить к спасенью узкий путь.
Но благости Т воей никак пускай не превозможет
Моя греховность . Полной грудью радостно вдохнуть
Спасенья воздух дай мне, о моя Отрада,
Спаситель мой, меня, как прежде, не оставь!
Как утомлённый путник посреди пустыни , я ищу прохлады.
Меня Ты к тихой гавани безстрастия Т воей управь …
И в этот день Воскресный, третий от поста начала,
Нам Церковь Крест Животворящий из Святого алтаря
Износит на средину храма, чтобы плоть молчала,
Когда душа дрожит, о сокровенном самом с Богом говоря.
И ночью вдруг проснусь, молю, омой мне раны
Слезами покаяния, и с трепетом рассвет
Молитвой встретить даждь мне нынче рано.
И у меня желания иного нет,
Чем научиться исполнять Т вою Святую волю,
Без ропота сносить все тяготы обид,
Врагов прощать, ценить такую долю,
Какую Ты пошлёшь! А сердце вновь дрожит,
Страшась того, в чём страха нет в помине,
В мечтах – богатства черепки, спокойной жизни плен.
Не дай остановиться мне пути на половине,
И мира суету вновь обрести взамен
Той тихой пристани, что сердцу всех дороже,
Увязнуть вновь в болоте злых страстей!
Спасенья руку протяни мне, Милосердный Боже,
И человеколюбие Т воё Ты на меня излей!
Крестом Честным Твоё спасенье миру даруй .
Меня , Ты, грешного помилуй, сохрани …
Как дым развей унынья злые чары,
О, Господи, молю – не закосни !