|
Рождество Христово
Рождество Христово - «вторая Пасха»; великий праздник, святой день, чтимый более всех других дней года - после дня Светлого Христова Воскресения. Сын Божий «нас ради человек и нашего ради спасения» приходит во плоти на Землю, чтобы принести Себя в жертву за всех людей, - искупить их грехи Своею Кровию и указать путь ко спасению.
Мерцает звездами ночное небо над Вифлеемом... А мы вместе с пастухами слышим ангельское пение, видим ангела-благовестника и радуемся рождению чудесного Отрочати. Но радость наша не буйна, как ликование язычников. Она тихая, христианская. Мы знаем, что страдание и смерть ждут этого Младенца. Он, безвинный, будет неправедно осужден, и те, ради кого Он явился в мир, будут кричать Пилату: «Распни! Распни Его!» Поэтому радость о пришествии Бога окрашивается грустью. Но знаем мы и то, что Он пришел для Воскресения, для того, чтобы избавить нас от смерти и победить зло. И опять на душе покой.
«Недоумевает ум», не вмещает сознание великой тайны Боговоплощения. Как представить себе, что этот лежащий в яслях ребенок - Божий Сын и Сам Бог, всемогущий царь Небесный! Для Его родителей не нашлось места в гостинице, и Рождество совершается в вертепе - в пещере, где на ночь укрывали скот. Нас охватывает чувство тревоги за судьбу Младенца, от Которого зависят судьбы мира.
О Богомладенце помним мы постоянно, празднуя рождественские дни. А сам праздник - удивительно «детский», пожалуй, даже самый «детский» изо всех православных праздников. Посмотрите, как дети воспринимают Рождество! И все мы в этот день и накануне его - немного дети. Мы вместе наряжаем елочку - и сколько радости у всех!
В храме совершается самое важное, самое серьезное дело на свете - служение Божественной Литургии. Все мы - и взрослые, и дети вместе участвуем в ней. А посреди храма, там, где обычно выставляется праздничная икона, стоит устроенная из еловых веточек, усыпанная звездочками пещерка. Не забыты и меньшие братья, свидетели Рождества: коровка и теленочек. Они тоже участвуют в торжестве. Может быть для того, чтобы лучше приблизиться к великой тайне? А для этого, по словам Христа, надо уподобиться детям.
Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, к восприятию его всем нашим помышлением, в чистоте сердца и незамутненности чувств, Святая Церковь установила время подготовки - Рождественский пост. Начинается он 28 ноября (15 ноября по церковному календарю), на следующий день после дня памяти святого апостола Филиппа, и продолжается сорок дней, подобно Великому посту, предшествующему дню Святой Пасхи. Во время всего поста следует воздерживаться от развлечений, пустой траты времени на удовольствия, от праздности - ведь настоящий праздник впереди.
Радость Рождества не вмещается в обычные временные рамки. И ожидание праздника «выплескивается» за пределы одного дня. Дней предпразднства - пять, и с каждым из них ожидание праздника возрастает. Все большее место в ежедневных богослужениях занимают песнопения, повествующие о Рождественских событиях, все строже становится пост. Последняя неделя перед Рождеством имеет своим прообразом Страстную седмицу. И трогательные, щемящие напевы Страстной положены в основу предрождественских песен.
Как много дает праздник всем, кто в нем участвует! Но едва ли не больше получают те, кто живет его ожиданием, когда очищенная в горниле поста и таинства исповеди душа особенно чутко отзывается на богослужение...
Канун Рождества - Сочельник... Ожидание достигло своего апогея. День этот соединяется в нашем сознании с первым днем самого праздника. И для этого есть основания. В этот день Литургия соединяется с вечерней, которая знаменует собой начало следующего дня, ведь день церковный начинается с вечера. Следовательно, после торжественной Литургии и соединенной с ней вечерни, наступает время первого дня Рождества. Но пост пока не отменяется. В снедь нам предлагается особое предрождественское кушанье - «сочиво». Именно оно дало название кануну Рождества - Сочельнику. «Сочивом» называли на Руси сваренные с медом зерна пшеницы. И это не просто обычай. Как все, что освящено церковной традицией, трапеза сочельника имеет свое глубокое символическое значение. Мы поминаем сочивом (этой в своем роде кутией) Христа-Богочеловека, подобно волхвам, прозревая в Его Рождестве земной подвиг, смерть и Воскресение. Ведь зерно - это евангельский образ смерти и воскресения: «...аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, много плод сотворит...». В смерти Его - залог Его Воскресения и воскрешения нашего.
И в Рождестве мы видим прообраз Воскресения. И тут пещера, а ночь Рождества подобна ночи будущего Воскресения, ангел возвестил пастухам о рождении чудесного Младенца - и ангел благовествует женам-мироносицам о Воскресении Христа и даровании нам вечной жизни...
Ночь Рождества - несказанная, чудесная, - воспета высочайшей духовной поэзией рождественских канонов. В них вновь и вновь вспоминаются все подробности Рождества, и славят его едиными «усты и единем сердцем» иерей Божий и православный народ... И каждый год новые христиане - родившиеся на свет младенцы и родившиеся для духовной жизни взрослые - славят вместе с ангелами подателя жизни Христа и Его Пречистую Матерь: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецах благоволение!».
См. раздел "Проповеди"
Дата создания:
17.10.2006 07:55:00
|
|
|