Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2017
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Замысел Божий о человеке. Алексей Милютин
 

Замысел Божий о человеке приоткрывается уже в Ветхом Завете, ветхозаветные пророки указывали цель, к которой Бог направляет ход истории - спасение Израиля и всех других народов. Грехопадение привело человека к тому, что он не мог выполнить своего призвания. Однако Божественный замысел о человеке не изменился: человек по-прежнему призывается к единству с Богом (обожению).

Апостол Павел говорит язычникам, о Божием Промысле в отношении человечества: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:  ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".» (Деяния 17:26-28).

Вследствии грехопадения человеческая природа оказалась поврежденной, человек нуждался в Божественной помощи, в исцелении, эта помощь была явлена человеку в тайне домостроительства: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,» (К Колоссянам 1:24-26).

Новый Завет возвещает исполнение ветхозаветных пророчеств и обетований, Бог открывает людям тайну Своей воли: «открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.» (К Ефесянам 1:9,10).
Именно изучение Нового Завета позволяет наиболее полно понять замысел Божий о человеке. Основной темой Нового Завета является Личность Иисуса Христа.

В Новом Завете через принадлежность к Церкви природа человека, его жизнь имеют возможность измениться по подобию жизни Спасителя, именно поэтому столь важна новозаветная христология. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (К Филиппийцам 2:5); «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (От Иоанна 1:12).

 Христос воскрешает Свою человеческую плоть и с нею возносится на Небеса: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.» (К Евреям 1:3,4). Человеческой природе даровано местоположение, которое превосходит положение ангельской природы.

«Ангелам дано быть только отражателями света, а человеку предуставлено стать богом. Божественный Логос не стал Богоангелом, а Богочеловеком. Человек от вечности во всей своей полноте, то есть во всем своем психофизическом составе, божественен. <> «Ветхоадамовское греховное естество не есть первооснова человека – грех только вошел в человеческую природу, а не составляет ее извечной сущности. Более древним, чем греховное начало, в человеке является замысел Божий о нем… Это то “небесное человечество”, которое лежит в основе каждого человека и гораздо глубже, чем адамовская его испорченность… Если греховное в человеке есть эмпирическая реальность, то превечное небесное человечество есть самая онтология в учении о человеке. Генеалогия его… восходит к тому небесному человеку, с которым Логос Божий предобручен в вечности» [1].

Господь говорит о состоянии совершенного человека: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (От Иоанна 14:23).

Благоволительное определение спасти человека через Своего Единородного Сына принадлежит Богу Отцу: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16). Сын Божий совершил наше спасение через Воплощение, Жертву и Воскресение. Господь исполнил волю Отца: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин 10, 17-18).  Святой Дух Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес 2, 13); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин 3, 5).

Господь Иисус Христос есть истинный Бог: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (От Иоанна 1:1).Свт. Афанасий Великий говорил, что спасение человека, которое он понимал как обожение, возможно только в том случае, если воплотившийся Сын является Богом.

 Господь Иисус Христос есть и истинный человек.В Новом Завете неоднократно указывается на реальность человеческой природы Спасителя, как телесной, так и духовной, и Его единосущии нам по человечеству: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.» (1-е Петра 2:24).

 Господь соединил в Своей Ипостаси две природы, божественную и человеческую, даровав возможность всем людям участвовать в Его Божестве. Ради этого Он основал Церковь, цель которой - обожение человека.

Пришествие Спасителя в мир вновь открыло человеку его истинное предназначение: «В Воплощении Слова,— писал протоиерей Георгий Флоровский, - открывается и осуществляется  смысл человеческого бытия. Во Христе-Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни». Теперь каждому, кто хочет познать, каким должен быть человек, даровано во Христе «антропологическое» откровение о человеческом совершенстве.» [2]

Слова апостола Иоанна «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (От Иоанна 1:14) говорят о том, что Лицо Христа есть именно Лицо Божеское, человеческая природа стала принятой в Ипостась Бога Слова.

Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных,пришла в состояние обожения.

Воплощение Сына Божия имело две цели.
Во-первых, Бог принял на Себя человеческое естество, чтобы исцелить его Собой. Во-вторых, Бог воплотился, чтобы человек смог достичь цели своего существования - обoжения. По словам св. Афанасия Великого, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.

Христос воспринял человеческую природу, подверженную «физическим» следствиям грехопадения - «неукоризненным страстям»; «св. Лев Великий: «Он сделался причастным человеческих немощей, но отсюда не следует, что сделался участником и наших грехов. Он воспринял образ раба без скверны греха».
Через послушание Богу Отцу Христос исцелил человека от своеволия, приведшего его ко греху, и возродил его природу в Себе Самом <> Своим Воскресением победив смерть в Себе Самом, Иисус Христос тем самым победил ее во всем человеческом роде, т. к. Он является «последним Адамом» (или «Вторым Адамом») (1 Кор 15. 45-49), от Которого люди наследуют новую природу и вечную жизнь.» [3]

Слова апостола Павла «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.» (К Евреям 2:10) блаженный Феодорит объясняет так: «Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, Начальника их спасения страданьми совершити. Апостол показал, что Бог Слово совершил естество <сделал естество совершенным>, которое восприял на Себя. А восприятое Им на Себя естество есть начаток нашего спасения, потому что оно, воскреснув из мертвых, приобрело воскресение всем нам.» [4].

Бог не хочет погубить ни одного человека, но всем дать вечную жизнь: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.» (От Иоанна 6:38-40).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бог есть Бог любви– это важнейшее утверждение Нового Завета. «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.» (От Иоанна 17:23). Апостол Иоанн прямо говорит, что Бог есть любовь: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» (1-е Иоанна 4:8).

 «Любовь Божия соединила небо и землю. Любовь Божия посадила человека на царский престол. Любовь Божия явила Бога на земле. Любовь Божия сделала Владыку рабом. Любовь Божия предала Возлюбленного — за врагов, Сына — за ненавистников, Владыку — за рабов, Свободного — за невольников. Но и этим она не ограничилась, а призвала нас к еще большему, не только освободила от прежнего зла, но и обещала нам даровать гораздо большее благо.» (Свт. Иоанн Златоуст).
Любовь Божия делает возможным для людей становиться сынами Божиими: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.» (1-е Иоанна 3:1).
«Бог есть любовь, и христианство, которое есть „подражание Божественной природе" [Климент Александрийский. Строматы.], высшее благо полагает тоже в любви» [5].

Для того чтобы усвоить плоды Жертвы Христовой необходимо уверовать во Христа, принять Его учение, последовать за Ним. К этому призывает апостол Павел: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (К Филиппийцам 2:5). Необходимо также пребывать в Церкви как Теле Христовом.

Спасительное домостроительство Божие рассматривается православным вероучением в двух аспектах: домостроительство Сына, пришедшего во плоти и «соделавшего» спасение нашей природы, и домостроительство Святого Духа, который подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем.

«Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (К Ефесянам 1:17); Дух подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.» (2-е Коринфянам 3:18).

Полное приобщение к вечной жизни станет возможным только после всеобщего воскресения и преобразования мира, об этом говорят апостолы: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.» (От Иоанна 6:40); «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.» (2-е Коринфянам 5:1); «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.» (Откровение 21:5).

Бог сделал всё для исполнения Своего замысла о спасении человека и всего мира. Однако для спасения необходимо, чтобы воля человеческая согласовывалась с волей Божией, необходимо содействие человека и Бога,взаимодействие божественной благодати и человеческой свободы(синергия).

 Человек ответственен пред Богом в исполнении и раскрытии Божественного замысла. Свою задачу человек призван исполнить разумно и свободно, призван идти по тому пути, который указан ему Спасителем, сказавшим о Себе Самом: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (От Иоанна 14:6).

 Литература.
[1]  Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996.
[2] Вадим Леонов, священник. Вселенские соборы Православной Церкви о человеческой природе. Доклад на богословской конференции в Православном Свято-Тихоновском богословском институте23 января2003 г.
[3] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Воскресение Иисуса Христа.Т. 9, С. 414-423  опубликовано:22 марта2009 г., [электронный ресурс] http://www.pravenc.ru/text/print/155304.html
[4] Феодорит блаж., еп. Кирский. Творения. М., 2003.
[5]  Cергий Страгородский, Патриарх Московский и всея Руси. Православное учение о спасении.Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании св. писания и творений святоотеческих. Изданiе второе. Казань. Типо-литографiя Императорскаго Университета. 1898.

Студент 3 курса ПСТГУ  Алексей Милютин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дата создания:  17.07.2012 14:17:54

← Назад к списку

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100