Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2017
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан)
СВЯТИТЕЛЬ АНДРЕЙ, АРХИЕПИСКОП КРИТСКИЙ
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ЗАДОНСКИЙ

Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан)
ПРОПОВЕДЬ НА УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Сегодня Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Это событие не является поводом для скорби и слез. Успение Божией Матери – это источник духовной радости, радости светлой и торжествующей. Особую радость это событие вселяет в сердца тех, кто идет и будет идти за Сыном Богоматери, избрав Его единственным своим Отцом и Спасителем. Как в пасхальные дни звучит радостно песнь «смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», так во дни Успения Богоматери радостно и победоносно звучат слова: «… Живота Матерь к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную». Эта радость передается из поколения в поколение как доказательство того, что смерть побеждена, что смерть – это только переход к новой жизни, начало ее.

   Христос Спаситель дает возможность каждому человеку убедиться в бессмертии, извлекая уроки из окружающей нас жизни. Солнце заходит для того, чтобы на следующий день вновь взойти. Луна постепенно убывает, чтобы через некоторое время показать людям свою полноту. Все умирает осенью, чтобы через определенное время, с весенним теплом вновь ожить. И человек, как вершина творения Божия, не может умереть, бесследно исчезнуть. Ибо если зерно, падая в землю, не исчезает, но дает росток и новую жизнь, то тем более вершина всего сотворенного – человек, если и умирает, то умирает для жизни вечной. В гамме человеческих чувств и переживаний властно о себе заявляет инстинкт самосохранения. Как часто, когда опасность от нас еще далеко, когда мы, может быть, и не уверены, что она коснется нас, мы реагируем на нее, стараясь найти меры предосторожности, защиты от угрозы. В этом стремлении к жизни и сохранению ее тоже доказательство бессмертия.

   Лучшие сыны Ветхого Завета исповедовали свою веру в бессмертие и вечное назначение человека. Псалмопевец Давид еще задолго до Рождества Христова восклицал: «Верую, Господи, что Ты не оставишь души моей в аде и не дашь рабу Твоему увидеть тление» (Пс.15,10). На страницах святой Библии мы находим много примеров твердой уверенности в бессмертии и вечном бытии. Человек создан для вечной жизни. Так было изначала. Первые люди, наши прародители, в раю ощущали полноту своего вечного бытия. Нарушив волю Божию и сотворив хотение своей воли, человек подвергся наказанию смертью. Проходило время. Отчуждение человека от всего Божественного и святого низводило его в ад, в преисподнюю, и казалось – потеряна всякая надежда хоть на какой-то просвет и тем более на вечное бытие.

   Господь же давал человеку заповеди, утверждал его в вере, напоминая ему о возмездии: «Что посеет человек на земле, то и пожнет в жизни будущего века» (Гал.6,7). Наступило время – и милосердие Божие излилось на всех людей. Пришел в мир Спаситель – Сын Божий. Засияло над миром Солнце Его спасительной Правды. В сиянии Божественного Света людям стало ясным то, что ранее было непонятным, очевидным то, что казалось далеким и отвлеченным. Вновь ожила в сердцах верующих надежда на жизнь вечную, на жизнь с Богом. Появились средства для этого и возможности достигнуть этого. Христос Спаситель Своим Божественным деланием утверждал и утверждает нашу веру в то, что смерти как таковой нет.

   Он воскресил из мертвых 12-летнюю дочь Иаира, начальника синагоги, и единственного сына бедной вдовы Наинской. Он возвратил к жизни четверодневного Лазаря, уверяя тем всех людей в истине всеобщего Воскресения. После Своего распятия и смерти Он Сам победоносно воскрес из гроба, явив каждой плоти путь к небу и к вечной жизни.

   Успение Божией Матери утверждает нас в блаженном уповании жизни вечной. Не только душой, но и Своей плотью Богоматерь вознесена на небо, к Сыну Своему и Богу нашему. И с тех пор мы обрели вечную Ходатаицу перед Сыном Ее, Который благодатью Божией через таинства святой Церкви возрождает нас для жизни вечной, где не будет ни печали, ни воздыхания, но вечная радость в Нем и с Ним. В святой Евхаристии мы соединяемся со Христом и вкушаем уже начало вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6,56). «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет; и всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11,25-26).

   Наша вера, наша святая Церковь именует смерть тайной, успением. Возвращается прах в землю, чем он и был; а дух возвращается к Богу, Который дал его (Еккл.12,7). Мы совершаем поминовение усопших в третий, девятый и сороковой день. В течение сорока дней, по учению Церкви, человеческая душа проходит мытарства. В третий, девятый и сороковой день она приходит на поклонение Христу Спасителю. В течение этих дней душа видит блаженства небожителей и мучения грешников. Душа вспоминает свои грехи и падения, терзаясь и трепеща перед Богом. Поэтому, естественно, мы усугубляем свои молитвы о почивших особенно в эти дни. По истечении сорока дней после поклонения Источнику жизни и воскресения определяется место обитания души до времени последнего суда.

   Наша вера учит нас, что будет Второе пришествие Христа Спасителя и последняя встреча каждого человека с Богом, встреча, при которой каждый получит уже окончательное определение. Тот, кто хотя бы в момент смерти обратился к Богу, будет принят Господом, Многим помогут молитвы святой Церкви, которые она совершает за усопших. А усопшие, как вечно живущие у Бога, получают от Него благодать молиться за живых.

   Такова радость нашей веры и нашего молитвенного общения. Такова радость, укрепляющая нашу веру в бессмертие и заставляющая нас заботиться на земле о своем спасении.

   Нынешний день утверждает в нас веру, умножает радость, укрепляет в наших трудах и заботах. Матерь Божия преставляется ныне к Своему Сыну, чтобы стать для нас постоянной Ходатаицей. Никто не должен унывать, имея в лице Богоматери постоянную любовь, теплое ходатайство, безмерное милосердие и вечное заступничество. Не случайно верующий мир именует Ее Взысканием погибших, Утолением печали, Заступницей усердной, благой Вратарницей, Скоропослушницей, Милостивой и т.д.

   Пусть же Она, во Успении Своем не оставившая мир и обещавшая святым Апостолам, что всегда будет с теми, кто призывает Ее, благословит всех нас материнским благословением, помогающим по правде совершать нашу жизнь и наследовать жизнь будущего века. Аминь.

СВЯТИТЕЛЬ АНДРЕЙ, АРХИЕПИСКОП КРИТСКИЙ
СЛОВО НА УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ
Когда-то мы возвеличили девственную скинию Богоматери, ныне же воспоем песнь погребальную. И пусть никто не упрекает меня за то, что принялся за дело, превышающее мои силы, ибо я составил это слово со смирением, по данному мною обещанию. Пусть также никто не удивляется, если слово будет заключать в себе нечто, известное лишь немногим. Итак, предстал ко гробу Божией Матери бесчисленный лик богоносцев; и все чины премирных Сил, невидимо слетев с высоты, собрались к дивному зрелищу. Богодухновенные души святых, которых книга Песнь Песней в духовном смысле именует девами (Песн. 1, 2), были там же, составляя лики вокруг одра, - ибо прилично было, чтобы боговидные души усопших присутствовали при Царице естества, предваряли Ее исхождение, сопровождали Ее торжественным шествием и пели исходные песни.

Открыто лежало световидное и вместившее всю полноту Богоначального Слова тело Богородицы, которое, быв зримо на одре, объяло всю тварь благоуханием мира.

Избранные из богомудрых причастники Святого Духа, от преизобильной радости о богосладостном утешении, начали попеременно петь вдохновенные погребальные песнопения. Однако песни эти не были составлены ими: их научил произносить и давал слышать Дух Святой. Все, что говорили и слушали песнословившие, несравненно превосходя наше земное искусство, ничем не отличалось от звуков Ангелов, торжествующих на Небесах. Их высоту, глубину и бесконечную красоту описывать не нам, никогда не вкушавшим такой сладости: скорее, мы должны почтить их молчанием, как превосходящие наше разумение. Мы приступим только к тому, в чем и успех приятен, и погрешность не опасна, что не огорчит книжного, и не будет затруднительно для неведущего...

Такой конец положил Бог заветам с нами. Это - венец Божественных пророчеств, это - неизреченный Совет предвечного попечения о человеке. Это - благонаписанный образ Божественного первообраза, опора всякого восхождения к Божественному, Святейшая Скиния Творца всех, богоприятная Чаша премудрости, чистая Сокровищница жизни, неисчерпаемый Источник Божественных просвещений, непоколебимая Держава, - поскольку не была обладаема страстями Та, Которая превосходит всех чистотой. Воистину Она соделалась как бы жилищем всех чудес, бывших доселе, а последнее из них - празднуемое ныне событие (хотя все было предопределено прежде всякого времени, и, конечно, в Божественном совете каждому из нас давно назначен конец жизни).

Никто из земнородных не в состоянии постигнуть совершающееся ныне таинство. Как разорваны узы, связанные преступлением? Как разрушено умершим ранее Христом тление, посеянное прегрешением? Как избавлена от осуждения на смерть природа, получившая бессмертие?

О, дивная мена! О, божественная торговля! Когда-то преслушанием природа родила добровольно смерть; она же послушанием родила Отъявшего смерть. Вот - неистощимый Источник бессмертия. Придите, умерщвленные, почерпните! Вот - вечные реки Жизни: придите все, станьте бессмертными!

О, Дщерь Адамова и Матерь Божия! О, безмужняя Матерь и детородящая Дева! О, Создание временно Созданного в Тебе и не отступившего от Своей незримости! О Тебе пели все провозвестники Духа.

Первый Моисей, увидев Тебя - Купину, сказал: мимошед увижду видение великое сие (Исх. 3, 3). О Тебе Богоотец Давид молил Христа, говоря: воскресни, Господи, Ты и Кивот святыни Твоея (Пс. 131, 8). О Тебе же он пел, предобразуя исход Твой: лицу Твоему помолятся богатии людстии: ибо вот, говорит, вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена (Пс. 44, 13 - 14). Предызображая Тебя, святая книга Песнь Песней таинственно указала: Кто Сия, восходящая от пустыни, яко стебло дыма, кадящее смирну и ливан от всех благовоний мироварца (Песн. 3, 6). О Тебе опять преднаписала та же книга: се одр Соломонь... столпы его сотвори сребряны, и восклонение его злато; восход его багрян, внутрь его камение постлано, любовь от дщерей иерусалимских (Песн. 3, 7 - 10); и еще: дщери Сиони, изыдите и видите в царе Соломоне, в венце, имже венча его мати его, в день обручения его, и в день веселия сердца его... видеша Ю дщери и ублажиша Ю, царицы и наложницы, и восхвалиша Ю: ибо воня риз Ее паче всех аромат (Песн. 3, 11; 6, 8; 4, 10). Провидя Тебя, Исаия боговдохновенно воскликнул: се, Дева во чреве зачнет - будет Корень Иессеов; и изыдет Жезл из Корене Иессеова, и Цвет от Корене его взыдет (Ис. 7, 14; 11, 10, 1). Ради Тебя великий Иезекииль предсказал: Сия Врата к востоку заключенна будут, и никто же пройдет ими: яко Господь Бог внидет ими, и будут заключенна (Иез. 44, 1 - 2). И муж желаний пророчески назвал Тебя Горою, говоря: и Камень без рук отторжеся от Горы (Дан. 2, 34) - отломлен, а не отсечен; отнят, но не разделен, то есть, восприятием нашего человечества.

Ты - то величественное дело страшного домостроительства, в которое желают Ангели приникнути (1 Пет. 1, 12). Ты - прекраснейшее жилище сошедшего к нам Бога, Ты - земля, воистину желанная: ибо Царь славы возжелал красоты Твоей, и возлюбил (Прем. 8, 2, 5) богатство Твоего девства и, вселившись в Тебя, с нами обитал (Ин. 1, 14), и через Тебя примирил нас с Богом и Отцом. Ты - Сокровище тайны сокровенной от веков (Еф. 3, 9). Ты - воистину живая Книга духовного Слова, без слова написанного в Тебе животворящею тростью Святого Духа, Ты одна - воистину написанная Богом Книга Нового Завета, который Бог прежде заключил с людьми. Ты - колесница Божия тьмочисленная, приведшая Воплощенному тысячи управляемых Им. Ты - Гора Сион: гора тучная, гора усыренная, юже благоволи Бог жити в ней (Пс. 67, 16 - 17).

О, Божественный Храм и земной Человек! Столп мертвый и Столп животворящий, не плотского Израиля световодящий, но наставляющий духовного Израиля Божественным Светом к истинному знанию! Всесветлое облако и гора приосененная (Авв. 3, 3), не неблагодарный израильский народ осенявшая - но избранных людей Божиих озарявшая Твоими Матерними свещами. Девственная Земля, из которой вышел Адам новый - но древнейший ветхого! Какой гроб сокроет Тебя? Какая земля примет Тебя, чистотою превзошедшую естество Неба и земли? Какие ароматы изольются на тело Твое благовонное, непорочное, источающее нетление, спасение?..

Ты воистину вся добра еси, и порока несть в Тебе (Песн. 4, 7). Ты - новая мирохранительница неистощимого мира, Ты - курение умных ароматов, Ты - Цвет нетления, Земля, приносящая благовония, живоносный Ковчег, световидный светильник, боготканная порфира, царское одеяние, богоиспещренная риза, златовидная одежда, высокий трон, врата, превышающие Небеса небес, Царица всего рода человеческого, Которая выше всего, кроме Единого Бога. Какие руки погребут Тебя? В каких объятиях понесем мы Носившую Невместимого? Какую надгробную молитву сотворим над Тобою? Какими песнями воспоем исход Твой? Какими словами выскажем величия бывшия о Тебе?.. Взамен этого возгласим только: "Блаженна Ты в женах и в роды родов! Благословенна Ты на Небесах и прославлена на земле! Всякий славит Тебя со благодарением, исповедуя Матерью жизни. Вся земля исполнилась славы Твоей, все освятилось миром благоухания Твоего...

Благодаря Тебе переменились на радость скорби праматери. Благодаря Тебе поют с нами все Ангелы: слава в вышних, мир на земле!

Гроб не может держать Тебя: ибо то, что погибает и разрушается, не помрачает владычнего тела. Ад не может владеть Тобою: ибо царской души не касаются рабы.

Так отыди в мире, преселись от сотворенных жилищ, молись ко Господу за всю тварь! Пока Ты жила с людьми - Тебя имела малая часть земли; а с тех пор, как Ты покинула землю - весь мир имеет Тебя общим умилостивлением.

Радуйся неизреченной радостью в Вечном свете: там - истинная Жизнь, всесветлое Царство, необъятный лик Ангелов. Наслаждайся же добротами Сына Твоего, неистощимой радостью, нестареющим блаженством! Там - потоки вечной сладости, источники вечной Жизни. Там - предел всего, на что уповали и уповают; там - последний конец, далее которого нет ничего. Там поклоняются Отцу, славят Сына и воспевают Святого Духа - нераздельное Существо Единого в Троице Божества.

Это, да и более превосходное, говорили и пели тогда богодухновенные мужи. Я же (земля, пепел и тление) не знаю, что и сказать больше. Я верю, что Матерь Слова примет и это краткое слово и подаст то, что мы достойны принять: ибо Всесвятая, как Многодаровитая, любит и за самое малое воздавать великим.

Вас же, светлейшее собрание, призываю к окончанию слова: придите и воспоем погребальные песни, торжественно шествуя пред девственном телом, и посильными почестями увенчаем Ту, Которая дала начало празднику!

Но - для большего торжества - да явится ныне все собрание Небесных и земных, и да исполнит со мною исходную песнь и погребальную хвалу! Начнем же их так: "Отошел стан Божий от шатров кидарских к невещественным скиниям! Поднялось наддверие небесных врат, чтобы принять, в царском величии, в Небесное Царство - Пренебесную дверь Божию. В белом одеянии примите Ее, Ангелы! Хвалите, Небеса! Славьте, земнородные, и восклицайте: Град Бога, Царя великаго! (Пс. 47, 1, 3). Скачи, земля, возвести славу Девы, чудеса погребения: как Она перенесена, чтобы был в чести пустой гроб. Собери, о, Иудея, сынов твоих, проповедуй произошедшую от Иуды Царицу. Дерзай, не бойся, празднуй праздники твои, Иерусалим, - воспой Давидски, ясно возгласи: во исходе Израилеве от Египта (Пс. 113, 1). Матерь Сион, избранная Богом, - воспой погребальное, но не рыдай в отчаянной скорби: ибо радостно, а не плачевно торжество настоящего дня!

Гефсимания! - прими новую Царицу; изнеси потребное для погребения, убери гроб благовониями! Твердо охраняй святыню, ибо она будет общим для Ангелов и человеков поклоняемым Стяжанием. Поведай последующим поколениям о преставлении, уступая (отдавая) дух Богоматери высшим духам, нам же раздавая освящение из Ее тела, как из вечного Источника.

Стечемся к Богородице все вместе: лики отцов и патриархов, духи пророков и чины иереев, собор мучеников, души праведных, ряды преподобных, всякое достоинство и возраст, цари и владыки, начальники и подначальные! Юноши и девы, старцы с юнотами, воспойте! (Пс. 148, 12). Скажите Матери Божией: как блажен дом Давида, из чрева которого произросла Ты, Богоматерь! Матери и девы, прославьте единую Матерь и Приснодеву! - Невесты, предварите Неневестную и Нетленную, единую без болезней Рождшую Непостижимого! Неплодные и вдовицы, восплещите Непознавшей мужа и Отменившей законы неплодия! Ликуйте, девы, предшествуя нетленному чадорождению! Благословите, народы, ублажайте, языки; пойте Матери Божией, все колена земли, - величайте Ее с пением и кимвалами! Возьми, Мариам, тимпан и выйди пред девами! Подвигни лиру, Давид, возвысь голос и воспой Царицу Твою! Созови дев, собери хор поющих: пусть текут они за одром и перед одром. Вот - новый Кивот славы Божией, в Котором стамна златая, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета (Евр. 9, 4). Вот - Глава, о Которой возглашали прорицания пророков (Ис. 7, 8). Вот - Лествица, Которую узрел причастный Божественным тайнам Иаков: около Нее он видел Ангелов Божиих восходящих. Вот - Дверь небесная, о Которой он сказал: яко страшно место сие: несть сие, но Дом Божий, и сия Врата небесная (Быт. 28, 17).

Уже не лежит более на Израиле ярмо законного рабства, ибо Сам Христос подписал нам свободу, даровав служение в Духе, - и подписал, как на хартии, на Теле, которое из Богоматери. Прошедший Небеса (Евр. 4, 14) Великий Первосвященник - Христос как бы во храме, всегда таинственно входя в девственное святилище ради нас, жрет и жрется, и, святя Себя за нас, освящает святящих Его.

Таковы таинства Твоего премирного Успения, Богородице! Таковы надгробные песни священного изнесения Богородительной Твоей скинии!

Вот - составленное нами краткое слово Тебе. Если в нем есть что-либо, достойное Твоего величия, - благодарю за это Тебя, давшую и принявшую усердие! Если же песнь сия окажется ниже достоинства, - Ты Сама яви снисхождение и сострадание во имя близости к Сыну Своему и Промыслителю о всем. Слово же это мы составили посильно для Тебя, Всеблаженная Богородица, Твоими Богодерзновенными молитвами, - будучи научены о тайнах Твоих. Но кто даст нам глас и силу слова, соответственные высоте и величию преславных помышлений о Тебе?

О, Владычице всех человеков, Подательница жизни, Святая святых и всякой святыни, Поборница возложивших надежды на Тебя! Прими эти хвалы от нас, получивших, благодаря Тебе, свет Истины!

Нам же, славящим Тебя, Богородица, за это малое приношение воздай Твоими молитвами к Сыну Твоему и нашему Владыке, Царю и Господу, - они для нас дороже и светлее многоценного богатства. Через такое молебное прошение мы, и согрешая, будем помилованы Богом, и, живя добродетельно, получим полезнейшее; через него оружие варваров будем считать стрелами младенцев, - ведь молитвами Твоими совершается всякое христианское благо и достигается уподобление Богу.

Вот, возлюбленный, - изъяснение таинства, хотя и далеко не оправдывающее надежды, однако не имеющее недостатка в усердии с нашей стороны. Высшего же и таинственнейшего ты мог бы искать у Слова, ради тебя истощившегося, и принявшего плоть, и соединившегося с тобою по человеколюбию, дабы Духом обожить всего тебя и заменить худшее лучшим, возвысить тебя от земли с Собою и устроить в отеческих седалищах.

К ним ты и восходи всегда жизнью и чистым созерцанием, поучаясь в Божественных словах и нравах. Но при этом, насколько можно, видя Бога и видимый Им, старайся, чтобы Он являлся тебе в молниях непрестанного созерцания и в восхождениях в добродетели, дабы ты был совершен в них, взойдя в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ЗАДОНСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
СЛОВО В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Представьте человека, который, сидя на изукрашенном престоле и имея все удовольствия, в то же время видел бы под собой воспламеняющийся огонь, над головой - повешенный на тончайшей нитке преострый меч, и со всех сторон - вооруженных против него.

Рассудите: при такой опасности, в таком ужасе могут ли все удовольствия и увеселения составить спокойствие этому человека? Отовсюду смерть: сверху - смерть, снизу - смерть, со всех сторон - смерть ...

Изображая такое состояние человека, я говорю о состоянии жития нашего.

Мы все, живущие на земле, находимся в такой же опасности, в какой - данный человек. Именно об этом и предложу свое Слово во славу Божию и в честь нынешнего торжества, чтобы всем нам, окруженным опасностями в мире сем, жить с осторожностью, по увещанию богомудрого учителя, святого Павла: блюдите, како опасно ходите.

Слушатели! Когда мы откроем умные наши очи и посмотрим на обстоятельства жития нашего, то непременно увидим, что оно сходно с состоянием того человека, и никакая красота мира сего не возможет увеселить нас. Мы увидим над собою Бога, претящего нам мечом правды; увидим под собою ров адский, уготованный грешникам; увидим позади грехи наши, непрестанно мучающие нашу совесть; увидим перед собой смерть, неуклонно приближающуюся к нам; увидим по правую и по левую сторону врагов душ наших, строящих козни и ищущих нам погибели.

Бог, Который над нами, - Всемогущ, и никто не может противиться Ему; Он - наш Творец и Господь - в одну минуту может сокрушить нас, как сосуды скудельные, руками Его содeланные, и потому Он страшен. Христос повелевает нам бояться Его: убойтеся могущего и душу и тело в геенне погубити (Мф. 10, 28). И Иеремия вопиет к Нему: кто не убоится Тебе, о, Царю языков? (Иерем. 10, 7).

Он - Всевидящий: Ему открыты все наши дела, все замыслы, все сердечные помышления. Он видит еще и несодеянное нами: и несоделанное мое видесте очи Твои (Пс. 138, 16), - говорит псалмопевец. И как Он есть бесконечное Добро, то не выносит и малейшее зло, и наказует за него: ибо - Правосуден.

Между сынами израилевыми, исшедшими из Египта, у Него не было приятнее и любезнее, чем Моисея, с которым Он беседовал как друг с другом, за моление которого отвращал и меч гнева Своего от непокорных и жестоковыйных людей, которому, наконец, Сам объявлял, говоря: вем тя паче всех. Однако же за некое преступление наказал и его, не допустив до земли Обетованной и столь им желанной.

Если же Бог наказует и друзей Своих за преступление, то что думаете вы - бесстрашно и явно дерзающие против Божия закона? Вы, которые чуждого ложа беззаконно касаетесь? Вы, которые кровь брата проливаете; вы, которые тайным и явным образом ближнего обижаете; вы, которые кровавые слезы вдов, сирот и бедных пьете; вы, которые делателей и наемников ваших труды даром пожираете; вы, которые хульными устами Седящего на Небесном троне касаетесь; вы, которые присяги и клятвы свои нарушаете; вы, которые ищете истребить от земли живых опечалившего вас словом, и подобные грешники, - что вы думаете о себе? Думаете ли вы, что убежите праведного суда Божия? В вас ли великое преступление останется не отмщенным, когда во святых малое наказуется? Малое Бог наказует, а великое оставит ли? Разве у Бога неправда? Да не будет! Да не помыслим даже этого, ибо праведен Господь, и несть неправды в Нем.

Сколько же беззаконий вы прилагаете к беззаконию, столько же собираете себе гнева и ярости Божией, если не прибегаете к Божию милосердию с покаянием и сокрушенными слезами!

Вот, слушатели, какой меч висит над нами! - Меч правосудия Божия, грехами нашими заостренный...

Но посмотрите умным оком вниз себя, и вы увидите под собою и ров глубокий, ад зияющий, хотящий пожрать грешников. И он тотчас пожрал бы, если бы не удерживало его милосердие Божие, благодать Божия, ожидающая покаяния грешника. Страшна эта пропасть и святым мужам.

Святитель Кирилл Александрийский говорил: "Боюсь геенны, ибо она бесконечна; боюсь тартара, ибо он не причастен теплоты; боюсь тьмы, потому она непричастна света". Да и других святых тревожил тот же страх.

Если же святые Божии, которые всю жизнь проводили в сугубом покаянии, работали Богу так, что и малейшей заповеди Его боялись преступить, - и они трепетали, представляя эту пропасть: то нам ли, грешникам, быть бесстрашными? Хорошо святой Златоуст сравнивает таких с малыми детьми, которые страшатся придуманных личин и не боятся огня, о который обжигаются. Так и люди, имеющие младенческий ум, боятся временного несчастья, проходящих бед, посылаемых от Бога для исправления, и не трепещут геенны, которой и сами бесы ужасаются. Ведь даже Святое Евангелие рассказывает, как бесы молиша Его, то есть Христа, да не повелит им ити в бездну, хотя та для них уготована.

Вот - и вторая опасность, над нами.

А когда мы посмотрим вперед, то увидим не меньшую опасность: увидим смерть, которая никого не оставляет; и чем дольше мы живем - тем скорее она приближается к нам.

Этот предел Божий чем нам не известнее, тем более страшен. Не известен: поскольку похищает без разбора старых и молодых, готовых и не готовых, праведных и грешных. Страшен: поскольку отсюда начинается нескончаемая вечность. Отсюда мы отходим или в блаженство вечное, или в муку вечную, или в место радости, или в место плача; отсюда мы начинаем или вечно жить, или вечно умирать, или вечно царствовать на Небе со Христом и святыми Его, или вечно страдать во аде с сатаной и аггелами его. О, смерть, смерть, коль страшна память твоя!..

Но дивная вещь: всех нас ожидает сей неотвратимый рок, а мы живем так, как бы и не было его. Окаянная наша слепота!

Всякому не безызвестно, в каком состоянии находится тот, кого окуют в железо, и, посадив в темницу, приговорят к смерти. Не нужны ему тогда ни жена, ни дети, ни друзья, ни сродники, ни богатство; не идут на ум пища и питье. Одна только дума у него - что он приговорен к смерти... Он в страхе ожидает, когда придет тот день и час, в который ему умереть.

Праведный суд Божий еще в раю приговорил всех нас с праотцом к смерти: земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). И сколько веков ни прошло, но еще не было такого, чтобы кого-нибудь миновал бы предел сей; да и повседневные примеры показывают это.

Отчего же мы живем не так, как приговоренный к смерти? Почему не боимся часа того? Отчего не приготовляемся к нему? Зачем всегда упражняемся в пьянстве, в роскоши, в играх, в забавах? Для чего друг друга обижаем, грабим, обманываем? Что любуемся поклонами лукавыми, коварством диавольским? Зачем через неправедные прибытки собираем богатство, будто бы с ним и вечно не расстанемся? Ведь мы приговорены к смерти судом Божиим так же, как и в темнице сидящий; и суд Божий непременно изведет нас из темницы тела сего, когда будет назначенное время, а персть предастся персти: земля еси, и в землю пойдеши!

Разве кто сказал, что "не равна смерть"? Мол, в темнице сидящим - она бесчестная, а прочим - обыкновенная. Но один Бог знает, какая будет кончина тебе, так думающему. Имеешь ли ты откровение от Бога тебе о конце твоего жития? Может и тебя будут казнить; может в пучине морской погрязнешь, или от разбойников убит будешь, или иным подобным образом скончаешься.

Мы только рождаемся все одним образом, а умираем различными. Иной стоя падает, и бывает бездыханен; иной на ходу споткнется, и без души лежит; иной сидя склоняется, и его поднимают мертвым; иной с вечера ляжет спать на одр, а поутру на одре смертным полагается: иной за столом сидя веселится - и в тот час износится ко гробу с рыданием. А что с другим случается, то и с тобой и со мной случиться может. А когда это будет - от нас закрыто; потому всякий час надо ожидать.

Но когда и как бы ни случилось скончать жизнь, всем откроются книги совести. Тут явятся дела всякому, яже с телом содела или блага, или зла; тут покажутся две дороги, из которых одна ведет в жизнь, а другая в смерть вечную.

Но одно надо признать: что князь тьмы ослепил нам глаза, дабы не видать того предела Божия и не помышлять о нем; а, не помышляя, - исполнять злую и погибельную его волю, и так лишиться спасения.

Вот что перед нами обращается, слушатели!

А что мы увидим сзади себя, - на то посмотрим умным нашим оком. Ах, страшно туда и взглянуть нам! Там стоят лютые наши соперники, крепко держащиеся за нас и немилостиво влекущие нас к Судье, и тщащиеся предать в темницу вечную.

Там, говорю, - грехи наши, за всю жизнь соделанные, как страшилища некие, хотящие напасть на нас и на дно ада низринуть. Грехи уязвляют совесть нашу, поражают, как мечом. Эти мучительные враги низринули ангелов с Неба на дно ада и пленицами мрака связали; враги эти выгнали праотца Адама со всем родом его из рая; враги эти навели страшный потоп на весь мир, попалили содомские и гоморрские грады. Враги эти столько людей Божиих не допустили до земли Обетованной! Эти мучительные враги разоряют города и великие государства, они наводят всякие другие беды и напасти. Такие, говорю, лютые враги наши позади нас стоят, и восстают на нас.

А как еще внимательнее осмотримся и душевными глазами посмотрим на правую и левую сторону, то увидим не меньше опасности. Увидим, с одной стороны - мир с прелестями, с другой - князя тьмы с началами, властями злобы поднебесной, вооружающихся на нас!

Итак, если с одной стороны уклониться, с другой - встречает беда. Слышите, что Исаия вопиет: страх и пропасть и сеть на вас живущих на земли. И будет, бежай страха, впадет в пропасть: и излазя из пропасти, имется в сеть (Ис. 24, 17 - 18.).

Как звери в лесах от ловцов: так люди в мире сем бывают гонимы и уловляемы от духов злобы поднебесной. Звери, когда освободятся от тенет, впадают в ямы; а если выберутся оттуда, попадают на псов: то же случается и с человеком. Когда он избавился от одной козни - попадает в другую; ищет уединения - впадает в большее искушение; оставляет уединение - натыкается на соседей развращенных и злобой их, как смолой, очернится. Итак, куда ни обратится - везде его ловит сеть пагубы...

Антоний Великий, как читаем мы в церковной истории, видел весь мир, опутанным сетьми от земли даже до Небес. Потому и взывал он с воздыханием ко Господу: "Господи! кто может избавиться от сих сетей?" И подлинно, никто бы из нас не устоял, если бы благодать Божия не спасала всех.

Теперь, слушатели, взирая умными очами на все обстоятельства, рассудите: не в такой ли опасности находится и наша жизнь, в какой того человека, о котором мы помянули в начале слова?..

Что же нам делать? Как нам избавиться от всех этих зол? Поищем и мы себе образец, которым бы нам уклониться от опасностей.

И вот способ тот приходит нам на ум! - избавим себя от грехов истинным и слезным покаянием, которое Милосердый Бог даровал нам грешникам для немощи нашей. Таким образом и от мучительства совесть свою освободим, и праведный гнев Божий отвратим, и Бога на милость преклоним, и геенну под нами, грехами нашими разжженную, угасим. Ибо Человеколюбивый Бог ничем так не преклоняется, как слезами человеческими, от сердца сокрушенного исходящими. Поощряют нас к тому ниневитяне, покаянием избегшие гнева Божия; поощряет Манассия, царь Иудин, сокрушением сердца от уз греховных разрешившийся. Поощряет блудница, слезами омывшая ноги Христовы и от скверн греховных тем омывшаяся. Подает себя в пример святой Петр, верховный апостол, трижды отрекшийся Христа и горьким плачем опять возведенный в апостольский лик.

Подражая им, прибегнем и мы с умилением ко Владыке нашему: Он, как Отец Многомилостивый, преклонившись на милость, и от грехов очистит нас, и праведный Свой гнев отвратит, и от пропасти адской избавит Своим человеколюбием. А как Бог примирится с нами, то уже и смерть нам не страшна будет.

Но избавимся и от прочих обстояний, то есть наветов диавола и мира, если со слезами будем молиться Тому же Милосердому нашему Промыслителю Богу, чтобы Он открыл нам разумные очи, которыми могли бы увидеть распростертые для нас сети вражий. А когда мы увидим их, то благодатью Того же Господа можем и уклониться их, ибо не так опасны, и потому удобно избежим как явные наветы врага, как тайные.

Всегда будем прибегать также к помощи и защищению, во-первых, Владычицы нашей Богородицы, общей всем христианам Предстательницы, честное Успение Которой мы ныне празднуем; потом - с усердием призовем и всех угодников Божиих, да помогут нам, поскольку они, как сами искушены были, то и нам искушаемым могут помощи.

Потщимся и подражать им в осторожности жития: они уклонились наветов вражиих, памятуя последние четыре: смерть, суд, ад, Царствие Небесное.

И мы примем то в ум и будем всегда содержать память смертную. Это не попустит нас хвалиться благородством и братию свою презирать.

Памятуя смерть, отвратим руку от лихоимства, грабежа, а лучше от своих имений будем пополнять руки просящих, ведая, что все мирское останется миру, а мы, - как наги вошли в мир, так наги и отойдем. Памятуя смерть, не будем обременять свой телесный мех объедением и пьянством, но будем принимать столько пищи и питья, чтобы не ослабеть и трудиться, надеясь сами быть снедью червей. Памятуя смерть, не пожелаем богатых одежд, ведая, что при погребении нужна одна только срачица для прикрытая наготы. Памятуя смерть, не будем доставать коварным происком многих земель, ведая, что по смерти надо будет земли не более трех аршин. Итак, памятуя смерть, будем иметь великое спасение и избежим козней неприязненных.

А когда будем помнить смерть, то на ум придет и Суд Страшный, который следует по смерти, где будем истязаны за худое слово и помышление. Памятуя смерть, будем и к Страшному Суду приготовляться и Судию Праведного всячески умилостивлять. Ибо, если, призываемые к человеческому суду, мы готовим, что там сказать, чем оправдаться: то тем более к суду Божию, на котором будут явлены и все помышления наши.

От Страшного Суда представятся в уме две дороги: по одной бедные грешники с плачем, воплем и рыданием бесполезным идут в муку вечную; по другой - блаженные праведники с радостью неизреченной идут в жизнь вечную. Постоянная память этих четырех не попустит нам прельщаться греховной сладостью, по Писанию, говорящему в предосторожность нам: помни последняя твоя четыре, и во веки не согрешиши (Сир. 7, 39). Аминь.

 

 

 

 

 

Дата создания:  04.07.2007 12:13:00

← Назад к списку

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100