Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2017
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Рождество честного славного Пророка,Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Иером. Мелетий (Серебряков)
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Митрополит Мефодий, Воронежский и Липецкий архипастырь.

Иером. Мелетий (Серебряков)
Слово на Рождество Честнаго Славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

24 июня / 7 июля Святая Церковь празднует Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

О сем славном муже Спаситель сказал: “Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя”. (От Матфея 11:11) Кто же сей “больший из рожденных женами” и для чего он пришел?

Само рождение Иоанна Крестителя было чудесным. Его благочестивые родители были уже в весьма преклонных летах. Всю жизнь Елисавета и муж ее священник Захария провели в молитвах к Богу о даровании им чада. Но прошения их оставались неисполненными до самой старости. Так Бог испытывал их веру и упование, так усовершал Он их души в благочестии и крепости, чтобы смогли они принять драгоценнейший дар – того, кто возложит руку свою на Сына Божьего и укажет народу израильскому Спасителя. Чем больший дар приемлет человек от Бога, тем больший искус проходит его душа, чтобы стать способной принять сей дар. Так и больший в рожденных женами явился не плодом страсти, но плодом молитвы и терпения.

“Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн”. (От Иоанна 1:6) Зачем же Бог послал этого дивного мужа в мир, который противится своему Создателю? “Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него”. (От Иоанна 1:7) А его отец, священник Захария, так пророчествовал при его рождении: “И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их”… (От Луки 1:76,77) Пророк Исаия за долгие столетия до совершения этих событий восклицал: “Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему”… (Исаия 40:3)

Как же мир принял Предтечу Спасителя?

Мы знаем, что вскоре после рождения Христа, Который по человечеству был на полгода младше Иоанна, Ирод Великий, опасаясь за свой престол, послал в Вифлеем воинов, чтобы они убили всех младенцев до двухлетнего возраста. Ибо в Иерусалим пришли волхвы, ища Христа, и спрашивали: “где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему”. (От Матфея 2:2) Тогда Елисавета, мать Предтечи, была вынуждена бежать с младенцем в пустыню, где Иоанн и оставался до тридцатилетнего возраста, проводя весьма суровую подвижническую жизнь: “Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед”. (От Матфея 3:4) Предполагают, что его взяла на воспитание одна из общин ессеев, особых ревнителей благочестия, проводивших в пустыне строгую подвижническую жизнь, подобную монашеской. Престарелая же мать его вскоре умерла. А отец его священник Захария был убит воинами Ирода в храме Господнем между жертвенником и алтарем, не выдав им где находится его сын.

Так мир принял того, кто должен был возвестить ему о пришедшем спасении и указать Мессию.

Но дивны дела Божии! Мир злобою своей восстает на посланников Божиих и тем только укрепляет их. Иоанн изгоняется в пустыню и там в строгом житии вырастает до пророка. Отрешившись от всех земных имений и попечений, приобретает чистый ум, способный слышать голос Божий и узнать Мессию. Даже когда по прихоти и злобе Иродиады, ему отсекают голову, и тогда это Бог прелагает на спасение человечеству. Как Иоанн проповедовал Христа живущим, прежде Его явления миру, так сошел во ад, проповедать Мессию и мертвым, прежде сошествия туда Богочеловека.

Бог не благословляет зло и не оправдывает его, но Его всемогущество и любовь являют себя в том, что Он, не ограничивая свободу разумных тварей, позволяя им поступать так как они того хотят и даже против Его святой воли, тем не менее и эти злые деяния прелагает на спасение падшему творению.

Не будем же, братия и сестры, сетовать на Бога, когда видим несправедливость и зло в мире сем. Нет иного зла в мире сем кроме того, которое творим мы сами. И Бог не лишает нас свободы действий, но промыслом и любовью Своей и эти наши злые деяния направляет на спасение мира. Хотя это и не всегда очевидно для ограниченного ума человека.

Прославим же в сей день Предтечу и его родителей, прошедших горнило искушений, явивших великое терпение и упование на Бога, предавших самих себя Богу до конца, и не посрамившихся в надежде упования своего. И испросим у них молитвенной помощи и нам грешным и малодушным. Да их святыми молитвами дарует Всещедрый Господь и нам крепость души и непоколебимую веру, которыми и совершит наше спасение во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)
Слово на рождество честного славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (II)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Церковь ныне радостно воспоминает рождество честного славного Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Еще до его рождения о нем было предсказано, что он будет угоден Господу и предыдет пред Ним, что он будет великим подвижником, вина и никакого другого напитка хмельного пить не будет; напротив, будет вести жизнь самую строгую, добродетельную. Таким действительно и был Иоанн, Предтеча и Креститель. Он был человек необыкновенно святой жизни, с ранних лет поселившийся в пустыне, чтобы постом, молитвой и богомыслием в уединении приготовить себя к служению Богу и к проповеди о грядущем Мессии. Мысль о Боге и угождении Ему была постоянным его упражнением. За то и прославил его Господь, Который назвал его Ангелом (см.: Мф. 11, 10) и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11).

Несомненно, в израильском народе были великие и святые мужи, как, например, праведный Авраам, которому Священное Писание усвояет наименование друга Божия и которого Сам Господь назвал отцом верующих. Велик был также и пророк Моисей, который был верен во всем дому Божию; велик и святой пророк и царь Давид, возлюбленный Богом за его кротость и простоту сердца; велики были Илия, Исаия и другие Пророки, но святой Иоанн Предтеча был более всех их. Для того чтобы убедиться в величии Предтечи, кратко вспомним всю его жизнь, и из этого откроется нам его благолепие.

Святой Иоанн родился от неплодной, престарелой матери - праведной Елисаветы, что само собою уже указывало на необыкновенность его рождения. О его зачатии возвещает в Храме праведному Захарии Архангел Гавриил. Он говорит пораженному отцу, что сын его еще от чрева матери исполнится Святаго Духа и будет радостью и утешением не только для родителей, но и для многих и, что самое важное, - он будет велик пред Господом. Явление Небесного вестника, его чудное благовестие смущают Захарию, и он колеблется в вере, за что и наказывается немотствованием. И вот исполняется время, рождается великий сын, и неплодная Елисавета благословляет Господа за то, что Он снял с нее поношение людское. Радость довершается тем, что уста Захарии отверзаются и он, исполненный Духа Святаго, благословляет Господа и пророчествует о будущем великом служении своего сына. Такими событиями не сопровождалось рождение ни одного человека.

После рождения святой Иоанн Промыслом Божиим скрывается в пустыне, где проводит время в молитве, безмолвии и уединении. Пустыня стала для него училищем благочестия, и здесь он был велик. В пустыне Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом; такой жизнью он приготовлялся к высокому своему служению.

Приходит время - и, услышав глагол Божий, призывающий его исполнить дело, к которому он был приуготовлен, Предтеча исходит к Израилю с проповедью о грядущем Мессии. Святой Архангел предвозвестил о Крестителе, что он предыдет в силе и духе Илии и обратит сердца отцов к детям, чтобы приготовить Господу народ совершенный... Эти слова Архангела в точности исполнились. Святой Иоанн выступил перед израильским народом в должности учителя с такой святой ревностью и с таким самоотвержением, какие может показать только человек, возвысившийся над всеми человеческими слабостями и страстями. Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души и все готовы были принять его за обетованного Мессию. Но не о своей славе заботился он. Святой Иоанн Креститель пришел к израильскому народу для того, чтобы приготовить его к принятию грядущего Спасителя: Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Ин. 1, 23; Мф. 3, 3).

Покаяние и вера в ожидаемого Мессию были главным предметом его проповеди, а крещение водою служило печатью веры и покаяния. И к нему выходили жители Иерусалима, всей Иудеи и Иорданской страны, крестясь от него в Иордане и исповедуя свои грехи. Но вот наступает радостный исторический момент: приходит из Назарета к Иоанну Сам Господь наш Иисус Христос. Предтеча по смирению своему возбраняет Ему от него креститься. Мне надобно креститься от Тебя (Мф. 3, 14), - говорит он Спасителю. Но, повинуясь словам Владыки, Который сказал ему: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15), святой Иоанн допускает Его и своею десницею касается главы Господней, показуя при этом свое глубочайшее смирение. И после этого он по-прежнему продолжает свою проповедь с призывом к покаянию и исправлению жизни, обличая людские пороки и беззакония. Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидновыми (ср.: Мф. 3, 7). Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины: обличавший нечестивого Ирода за его беззаконие Пророк подвергся усечению главы мечом. Лишь после этого сомкнулись уста Крестителя на земле, но только для того, чтобы вновь раздалась его проповедь - в преисподней, где он благовествовал Бога, явльшегося плотию и вземлющего грехи всего мира. Таков был святой Иоанн, Предтеча и Креститель Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братия и сестры, празднуя сегодня славное рождество святого Пророка, мы тем самым призываем его помолиться за нас, потому что он любит нас и имеет великое дерзновение пред Престолом Божиим. Наша земная жизнь протекает в тяжелых условиях многоразличных искушений и бедствий, в борьбе с невидимыми и видимыми врагами, а поэтому нам всегда потребна помощь свыше. И нам необходимо почаще отрешаться от уз своих земных попечений и возноситься умом в мир Горний, к душам праведных и святых, и у них просить себе помощи и поддержки. Чем чаще будем мы к ним возноситься, тем большую будем получать от них благодатную силу и утешение. Помолимся сейчас святому Пророку и Предтече, чтобы он научил нас покаянию и исправлению жизни и помог путем покаяния спасительно перейти от земли на Небо. Святый Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!

Аминь.


Митрополит Мефодий, Воронежский и Липецкий архипастырь.
РОЖДЕСТВО ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
Сегодняшний праздник Святая Церковь по уставу и по сложившейся традиции торжественно отмечает, памятуя о том великом служении, с которым пришел в мир Предтеча Господень Иоанн. По словам Христовым, “из рожденных женами не возставал больший Иоанна Крестителя” (Мф. 11, 11). Он первый сказал: “покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф., 3, 2). Эти слова стали словами учения Церкви Христовой, эти слова произносятся во вселенной на протяжении уже двух тысяч лет. Проходят времена, меняются поколения, государственные устройства, уходят целые цивилизации, но призыв остается. И мы с вами, живущие сегодня, как никогда, нуждаемся в нем.

Но мы сегодня находимся в таком состоянии духа, преломленном и искаженном, а может быть, даже извращенном, что воспринимаем слова покаяния как не относящиеся к нам. Мы не чувствуем своей ответственности перед Господом, не чувствуем своей личной греховности в этом общем нашем бедственном состоянии души и тела, и Церкви, и государства, и общества в целом. Мы думаем, что покаяние - это только те слова, которые звучат в храме Божием со страниц Священного Писания. Мы думаем, что они касаются кого-либо другого, поэтому мы так с вами не преуспеваем в делании нашего спасения и нашей жизни. Потому нас постигают многие разочарования, неудачи, болезни и печали, треволнения, беды и так далее. Если мы не внемлем гласу церковному, призывающему нас к покаянию, мы останемся еще долгие годы такими же черствыми и не понимающими смысла жизни, смысла своего пребывания на земле.

Есть много причин и обстоятельств, которые не способствуют тому, чтобы мы прибегали с душевным раскаянием, сердечной молитвой к Богу. Возьмем пример - этот монастырь. На протяжении многих лет мы ведем речь о том, чтобы отдали то, что принадлежит монастырю, но его не отдают. Кто не отдает? Иностранцы, чужеродцы, иноверцы, пришельцы, инопланетяне? Нет! Не отдают наши сограждане, которые облечены властью, которые занимают соответствующие места в Воронежской администрации, в думе, здесь, в заповеднике. У этих людей нет чувства ответственности, и они не понимают, что не могут решить свои проблемы - в семье, в жизни, на работе, потому что не решают проблемы других людей. Христос сказал: “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7, 12).

Как мы понимаем спасение? Прийти в Церковь, поставить свечку, подать записку, во время богослужения подумать о том, накормили ли кур, закрыли ли дом... Это не молитва, а пустое времяпрепровождение в храме. Молитва – это полное и всесовершенное сосредоточение мыслей и чувств на нашем обращении к Богу, когда молится вся Церковь, когда мы призываем на помощь всех святых, когда мы молим Господа простить нам прегрешения наши и даровать утешение и разум, открыть душевные очи, дабы мы могли видеть и знать и добро и зло, одного избегать, а к другому стремиться. Но слава Богу, что есть хотя бы часть храма, где мы можем возносить благодарение нашему Творцу и Помощнику нашему.

Сегодня, когда мы вспоминаем Предтечу Христова Иоанна, первого мученика, призывавшего всех к покаянию, мы должны особенно задуматься о своем духовном состоянии. Но все ли понимают смысл покаяния? “Покаяние” - греческое слово и означает “изменение, превращение”. Покаяться - значит изменить жизнь, а не просто сказать: я уже покаялся, и продолжать делать то же. Человек в силу своего разума, воли может изощряться и внешне не показывать своего бескультурья, хамства, невежества, но главное - не внешнее поведение, а то, что в душе находится: можно человеку и не сделать замечания, когда он тебе на ногу наступил, а в душе обозвать его очень грубо. Человек не слышит, а Господь видит состояние твоей грешной души и твою греховную мысль, и Он воздает каждому из нас не по словам нашим, но по делам и мыслям нашим, по состоянию души и разума, которое трансформируется в образ наших дел. Поэтому, братья и сестры, когда мы видим вокруг себя сложности, нам не надо показывать на других, что они виноваты, нам надо задуматься прежде всего о том, каковы мы, что мы думаем и какие чувства одолевают нас ныне, если мы поступаем так же, как и все, а от других требуем исполнения закона. Никто ничего исполнять не будет до тех пор, пока каждый из нас не начнет чувствовать свою личную ответственность и перед Богом, и перед людьми. Тогда мы ощутим ту огромную беду, в которую ввергли сами себя, ввергли наше Отечество, даже природу, которая окружает нас и должна служить нам по замыслу Творца к радости, но мы ее исказили, не говоря уже о душевной природе, о наших мыслях и чувствах. Поэтому в день, когда мы чтим великого праведника и пророка, мы должны задуматься о своем душевном состоянии, о своем образе мыслей, о своем спасении.

Только покаяние может ввести нас в Царство Небесное, только оно может приблизить нас к Господу, а значит, и друг к другу. Только покаяние и любовь - те основополагающие истины, на которых зиждется наше спасение. Аминь.

 

 

 

 

Дата создания:  04.06.2007 09:29:00

← Назад к списку

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100