Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2017
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Неделя святых жен-мироносиц
Св. праведный Иоанн Кронштадтский
Архиепископ Фаддей (Успенский)

Св. праведный Иоанн Кронштадтский
«По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его» (Мк. 16, 1).

Нынешний воскресный день в чине церковном называется неделею жен-мироносиц, т.е. тех учениц Господа Иисуса Христа, которые после крестной смерти Его в третий день рано утром приходили на гроб Его с ароматами и миром, т.е. благовонною мастью для помазания живоносного тела Его. Между мироносицами у всех Евангелистов прежде всех упоминается Мария Магдалина, из которой Господь прежде страданий и смерти Своей изгнал семь бесов; за нею – другая Мария, матерь Апостола Иакова и Иосии; Саломия, матерь Апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и Марфа и Мария, сестры Лазаревы. Все они столь искренно были преданы Господу Иисусу Христу, что служение Ему почитали высшею своею обязанностью и величайшим счастьем; все они, кроме Марфы и Марии, были спутницами Господа Иисуса Христа во время путешествий Его по Иудеи и Галилее с проповедью о царствии Божием, учились у Него вере и святой жизни и, владея достаточными жизненными средствами, служили ему в земных нуждах от имений своих. А Марфа и Мария, сестры Лазаря, не сопутствуя Ему, часто принимали Его к себе в дом и здесь выражали Ему свою любовь, преданность и благодарность в заботливом угощении и усердном внимании слову Его. В последнее посещение Господом семейства Лазарева благодарная любовь Марии излилась в том, что она, взявши фунт чистого нардового драгоценного мира, возлила его на главу Господа Иисуса, и таким образом еще прежде смерти и погребения Господа вступила в чин мироносиц. О ней Господь сказал: «где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14,9). Это властное пророческое слово Творца веков исполняется доселе при чтении Евангелия во всех церквах, в прославление усердия ее к Иисусу Христу, как и прочих мироносиц. По всей справедливости Святая Церковь чтит память их, воздавая должную дань хвалы их вере и горячей любви и преданности ко Господу, Которого непрестанно преследовала зависть и злоба первосвященников и книжников и старейшин Иудейских. Св. Церковь примером мироносиц научает и нас искренней вере, горячей любви и неизменной преданности Господу Иисусу Христу в продолжении всей жизни, во всяком состоянии, среди всех превратностей мирских, в счастье и несчастье, в скорби и радости, в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной.
Не нужно ныне миро для помазания пречистого тела Господа Иисуса Христа, вознесшегося на небо, как и тогда, во дни земной жизни, для Него собственно оно было не нужно, ибо само Божественное Тело издавало чудное благоухание божества, как источник благоухания святыни и нетления для всех верующих в Господа. Но, так как мы сами – «тело Христово, а порознь-члены» (1 Кор. 12, 27), то всем нам нужно приносить Ему в дар в своем лице и в лице ближних миро добродетели, миро веры, упования и любви; миро кротости, смирения, незлобия и послушания; воздержания, чистоты и целомудрия; – святости и возвышенности мыслей и чувств; – милостыни и взаимной помощи; – нестяжательности и щедрости; – миро терпения и великодушия; правосудия и верности, нелицемерия и правоты.
Побеседуем об этом подробнее. Я сказал: вместо мира мироносиц принесем мы Господу миро добродетелей, и, во-первых, веру.
Вера христианина, личная, живая вера, на Евангелии основанная, есть истинное миро для Господа: Он всегда утешался и ныне утешается простотою веры в людях и щедро награждал и награждает чудесными дарованиями тех, в ком ее обретал: «вера твоя спасла тебя: иди в мире» (Мк. 5, 34), «иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф. 8, 13); «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29), – говорил Он веровавшим. Но неверие, с другой стороны, сильно огорчало Господа, и отревало от человеков дары Его благости. «О, род неверный и развращенный! доколе  буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17,17) – говорил Он неверным и маловерным, – и неверие связывало, так сказать, руки Всемогущему. Св. Евангелист Марк замечает, что Иисус Христос в отечестве Своем (Назарете) «не мог совершить никакого чуда; только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их» (Мк. 6, 5,6). Веруй же несомненно, христианин, в Господа, в Его благость, всемогущество, премудрость, вездесущие; проси, нимало не колеблясь, что нужно, на потребу, и получишь. Все, говорит Господь, «чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22).
Итак, пусть будет твоим миром для Господа живая вера. Приноси Ему всякий день в дар это миро веры, исповедуя грехи свои, удаляйся от дел тьмы, твори дела света – и вера с покаянием оправдает тебя и покажет тебя причастником вечной славы. Побеждай и рассеивай сомнения, возникающие в тебе, и навеваемые на твою душу духами лукавства, или людьми неверующими, отревая неверие, господствующее в мире, будто человек не по образу Божию, будто нет домостороительсва спасения человеческого, будто нет воскресения, бессмертия и суда, будто участь человека по смерти будет подобна участи животного, будто со смертью человека все окончится. Держись Евангелия и Церкви, этого непоколебимого столпа истины, которого и врата адова не одолеют вовеки, и блажен будешь своею верою. С верою соединяй упование на милосердие Божие, на Его благопромыслительное попечение о тебе и о всех людях, на исполнение обетований и предречений Божественных в Св.Писании – о воскресении мертвых, о страшном суде, о воздаянии праведникам и грешникам. С упованием соединяй любовь и добрые дела. Надеясь получить великие, нетленные, бесконечные блага, удаляйся от всякого греха и твори святыню в страхе Божием, ибо без святыни никто не узрит Господа; сподобляясь милости от Бога, будь сам милостив: и вот это будет как бы твое миро Господу.
Если твоя страстность, твой злой навык и дух злобы подстрекает тебя к гневу, ярости, зависти, непослушанию, – не поддавайся злу; одолевай влечения злые; господствуй над страстями; не сердись, не раздражайся на ближнего за вину или без всякой вины; не завидуй, не ревнуй творящим беззаконие; охотно слушайся имеющих власть над тобою, хоть повелеваемое и противно твоим греховным наклонностям; не давай в сердце места дьяволу ни на стопу ноги; сохраняй любовь к ближним, кроткое и тихое расположение духа: и это будет от тебя истинным миром, благоуханием Господу, и Господь, почивающий в смиренных сердцах, опочиет и в тебе.
Если борет тебя алчное до яств и напитков чрево, увлекая тебя часто к излишествам, заставляя тебя каждый день приносить ему тучные жертвы и возлияния, особенно, если тебя одолевает пьянство, возьми твердую решимость, с Божией помощью, не раболепствовать ему более, так как оно отвращает тебя от любви и служения Богу и ближнему, делает тебя рабом дьявола и тления, низводит на степень скота бессловесного; борись упорно, хоть бы до пота и крови, с своими страстями, похотями; ибо и они крайне упорны. Припоминай чаще слова Апостола: «пища для черва, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор. 6,13); или: «царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14,17) и будь воздержен, употребляя пищи и пития столько, сколько необходимо для подкрепления, бодрости, здравия; и воздержание принеси вместо мира в дар Господу; и Господь даст тебе Духа благодати Своей.
Или – тебя обуревают, волнуют нечистые помыслы и чувства, беззаконные, сладострастные движения плотские: смотри – не допусти до сердца твоего этого смрада греховного, ибо «мерзость Господу», как говорит Писание, и «помысл неправедный» (Притч. 15, 26); поборай, изгоняй страстные помыслы, не допусти нечистому, адскому огню объять тебя; сохрани душу и тело во святыни: и вот ты принесешь Господу в дар миро чистоты и целомудрия; и Господь увенчает тебя за непорочность, как Иосифа целомудренного.
Старайся иметь душу возвышенную над житейскими пристрастиями; помни ее Божественное благородие (образ и подобие Божие), ее небесное отечество и не будь побежден земными вожделениями, грубыми, нечистыми, обезображивающими лицо ее. Выражай благородство своей души преимущественно в делах любви: если видишь голодного, с жалким видом протягивающего к тебе руку, – не пожалей дать ему на хлеб и похлебку: и это Господь примет от тебя вместо мира; если видишь нагого, одень; это примет от тебя как дар Тот, кто принял повитие тела Своего от Иосифа Аримафейского. Прими участие в положении больного, навести его, послужи ему; или введи странника в дом и упокой его: и Господь скажет и тебе на страшном суде: «ты сделал это одному из братьев Моих; ты это сделал Мне: наследуй уготованное тебе царство» (Мф. 25, 40).
Или ты скуп и корыстолюбив? Но какая корысть больше и богаче той корысти, как спасти душу свою для вечной жизни, душу, которая дороже всего мира? Итак, отдай свои сокровища, или часть их, – этот тлен, дым, прах, – Христу в лице бедных, и купи душу, спасение ее милостынями, принеси Христу миро милосердия, да подаст тебе свое миро спасения.
Как многоразличны виды добродетелей, коими ты можешь угождать Христу! Но, положим, что тебя самого преследует зависть, недоброжелательство, клевета и злоречие и разные козни врагов: терпи и будь великодушен; взирай на пример Христа Спасителя, претерпевшего ради нас гораздо больше сего; не имей низости духа отвечать врагам тем же; побеждай зло добром, ненависть – любовью, недоброжелательство –  искренним желанием добра: и твой подвиг будет для Господа более подвига Никодима, который, презрев изветы, угрозы и ненависть врагов Иисусовых, пришел снять, вместе с Иосифом, тело Господне со креста, и принес ароматов для помазания пречистого Тела.
Ты начальник? Начальствуй со тщанием, входи сам во все дела; не во всем полагайся на помощников, чтобы не вышло кому обиды и неправды; будь ко всем справедлив и доступен, как отец; ибо ты высоко поставлен не для себя, а для других, чтобы тебя удобнее все видели, и тем скорее могли найти тебя, и найти в тебе покров и защиту. Такое служение твое, при прочих добрых качествах и делах твоих, будет истинным благоуханием Господу, который для нашего спасения Сам принял зрак раба и Сам Себя принес в жертву благоухания Отцу Своему.
Ты судья? Да будет суд твой правый, скорый, ровный для всех; не склоняйся на сторону богатых и сильных неправых, и не лишай правого суда людей незначительных и бедных, теснимых неправедно богатыми. Тогда и твои грехи и неправды Господь покроет правдою Своею, когда покаешься в них, и не отошлет тебя на сторону шуюю.
Ты купец? Веди торговлю честно, по совести, уделяй от избытков твоих бедным: и Господь благословит тебя за твою честность и милостыню, и примет их, как благоухание мира.
Ты чиновник, должностной человек? Будь верен принятой присяге, усерден к делу и доволен своим состоянием; исполняй по силам, обязанности христианина; не лишишься награды от Того, от Кого весь чин природы и чин гражданских обществ и Кто сам подчинялся властям.
Все послужим Христу искреннею верою и любовью, служа от всего сердца друг другу, чтобы всем нам сподобиться благодати Св. Духа и быть приятным благоуханием Господу, избавившись совершенно от греховного смрада. Из-за житейских страстей и похотей не будем безрассудно ниспадать с высоты искупления, на которую поставила нас благодать Божия, но будем восходить к почести горнего звания, по подражанию святым Мироносицам, которые временно подвизавшись для Бога, с верою и любовью, наследовали небесное отечество, живут и по смерти тела и прославлены Богом на небе и на земле. Аминь.

Архиепископ Фаддей (Успенский).
Из Поучения в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц
В неделю третью Святой Пасхи Церковь вспоминает о явлении воскресшего Христа женам-мироносицам, первым свидетельницам Воскресения. Явился им Господь первым не только ради их особой заботы о помазании миром тела Его при погребении, а и потому, что жены-мироносицы сами были исполнены духовного благоухания добродетелей, и потому удостоились послужить особому смотрению Божию в деле нашего спасения.

Кто же они, жены-мироносицы, Святой Церковью ныне вспоминаемые? Их было много, но называют по именам евангелисты лишь некоторых. Среди них первое место занимает Сама Богоматерь, Которой прежде других явился воскресший Христос, как о том вспоминается в песнях нынешнего Богородичного канона преподобного Иосифа Песнописца. Явился Господь прежде других Своей Матери по плоти не ради Ее материнства, как то объяснял Он прежде (Лк. 11, 27-28), а ради Ее несравненных добродетелей, которыми Она, возросшая подобно лилии белоснежной чистоты среди терния, привлекла особое благоволение у Бога, названа Благодатною и сподобилась сделаться одушевленным Храмом Самого Бога, от Нее воплотившегося.

Правда, о явлении Богоматери воскресшего Христа в Евангелиях прямо не говорится. Евангелист Иоанн, сказав, что при Кресте Христовом стояла Богоматерь с другими женами (Ин. 19, 25), о явлении Ей воскресшего Христа не повествует. А евангелист Матфей, как бы вместо Богоматери, упоминает о предстоявшей Кресту Марии, матери Иакова и Иосии (Мф. 27, 56), и о том, что Мария Магдалина и другая Мария, видимо та же Мария — мать Иакова и Иосии, сидели против гроба (Мф. 27, 61). На рассвете первого дня недели пошли посмотреть гроб (Мф. 28, 1). Кто же эта другая Мария, Которая, видимо, и названа выше Марией, матерью Иакова и Иосии, как не упомянутая у Иоанна в числе предстоящих Кресту Богоматерь, называемая Иаковлевой или Иосиевой (Мк. 15, 47; 16, 1) по усыновлению Ею, обрученной Иосифу, детей его от первого брака: Иакова, Иосии и других? Если о Ней упомянуто лишь прикровенно, то, может быть, потому, что Она вообще любила, по глубокому смирению, слагать в сердце Своем словеса о Божественном Сыне, поскольку эти слова и дела касались Ее Самой (Лк. 2, 19, 51). Тем более, что жены вообще сначала не сказали никому о виденном у гроба по причине страха (Мк. 16, 8).

Могла ли не быть у гроба Сына Своего Богоматерь? Мог ли не явиться воскресший Христос Ей, более всех болезновавшей о Божественном Сыне? И Он явился Ей, может быть, ранее Марии Магдалины, когда та побежала от пустого гроба к апостолам Петру и Иоанну (Ин. 20, 1-2), а Богоматерь осталась при гробе. Во второй раз явился Ей Господь, как и Марии Магдалине, на обратном пути от гроба, сказав: "Радуйтесь!" (Мф. 28. 9).

Из других жен евангелисты упоминают прежде всего Марию Магдалину, о которой нарочито замечают, что Христос изгнал из нее семь бесов (Мк. 16, 9; Лк. 8, 2). Не говорят евангелисты, что бесы владели ею посредством каких-либо особых страстей земных, но объясняют, что она, благодарная Христу за исцеление, пламенела любовью к Нему. Это не обычная человеческая любовь, смешанная со страстями, но любовь, превосходящая человеческую. Сердце Марии не могло не плениться при виде Того, о Ком еще в Ветхом Завете сказано: "Ты прекраснее сынов человеческих" (Пс. 44, 3), но пленялось сердце Марии не самой по себе красотой земной, а просиявшей через покров плоти неизреченной, ни с какой земной красотой не сравнимой, красотой Божества Христова, о которой восклицал и ветхозаветный пророк: "О, какая благость Его и какая красота Его! Хлеб (то есть Хлеб жизни) (Ин. 6, 35) одушевит язык у юношей и вино благодати Его у отроковиц" (Зах. 9, 17). Познав, ощутив всем существом своим, какое несравненное сокровище Божественной жизни носит в Себе Христос, Мария Магдалина сделалась истинной Его ученицей, ради приобретения многоценного бисера оставившей все в мире (Мф. 13, 46). С такой любовью ко Христу, со смертью Которого Мария не хотела более взирать ни на какие радости земли, хотела как бы вся без остатка истаять в слезах любви по Христе умершем, шла она ко гробу помазать тело Божественного Учителя. И тут Он является ей воскресший. Когда же она хотела в порыве охватившей ее радости броситься ко Христу, то получила повеление не прикасаться к Нему по земному обычаю. Так, будто Он по-прежнему будет жить на земле в видимом теле, беседовать лицом к лицу с любящими Его. Нет, Он отселе должен взойти ко Отцу Своему (Ин. 20, 17) и туда же возвести с Собой любящих Его, что будет радостью, превосходящей радость всякой земной любви. Исполнившись этой радости, Мария бежит благовестить ее апостолам, а через них и всему миру.

Менее говорится в Евангелии о других женах. Называется среди них Соломия, мать апостолов Иакова и Иоанна, ученика, которого любил Иисус. Не она ли передала Иоанну эту несравненную любовь ко Христу, которую он потом столь умножил, что сделался "апостолом любви" по преимуществу? Правда, Соломия мечтала о земных почестях для сыновей своих. Но когда она познала, что Христос хочет даровать радость Царства не земного, а Небесного (Мф. 20, 21-28), то начала без сомнения искание этого Небесного Царства, восприняла в себя веяние доселе неизвестного миру духа любви Христовой (Лк. 9, 55-56), превосходящей всякую человеческую любовь, как блаженство небес превосходит всякие радости земли. Упоминается далее среди жен, следовавших за Христом, Иоанна, жена Хуза, домоправителя Иродова, и Сусанна, служившая Христу от имения своего и от Него обогатившаяся духовно (Лк. 24, 10; 23, 49; 8, 2-3).

Возможно, что были в числе жен-мироносиц также Марфа и Мария, сестры Лазаря. Марфа так любила оказывать Христу, странствовавшему и не имевшему, где преклонить главу (Мф. 8, 20), гостеприимство в своем доме. Среди хозяйственных забот она умела улавливать и смысл Божественных слов Христовых. Перед воскрешением Лазаря Марфа исповедала Христа такими словами: "Господи, верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир" (Ин. 11, 27). Вторая сестра Лазаря, Мария, избравшая единое на потребу, чтобы, сидя у ног Иисусовых, с любовью внимать слову Христову, пить потоки воды живой, обращающиеся в потоки, текущие в жизнь вечную (Лк. 10, 38-42; Ин. 4, 10-14). Вот жены, следовавшие за Христом, пришедшие помазать тело Его. Это ли не истинные ученицы Христовы, лучшие дщери праматери Евы, подлинные дщери Божии? Вот почему им, как явившим себя носительницами жизни Божественной, воссиявшая из гроба жизнь явилась (1 Ин. 1, 2).

 

 

 

Дата создания:  18.05.2007 10:57:00

← Назад к списку

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100