Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2017
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Страстная седмица
Святитель Иоанн (Максимович)
Митрополит Сурожский Антоний
НИКОН, ЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ

Святитель Иоанн (Максимович)
архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

ПРОПОВЕДЬ НА СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ

Благовещение есть радостная весть о воплощении Сына Божия, Его сошествии на землю для спасения мiра. Дух Святый сошел тогда на Пречистую Деву и Она зачала Господа. То было начало Нового Завета, начало спасения рода человеческого, при­шествие на землю Сына Божия.

А торжественный Вход Господень в Иерусалим - начало Его страданий. При радостных восклицаниях народа шествовал Христос на смерть, на которую пре­дал Его народ, так восторженно Его встретивший. И Церковь Православная тем днем начинает, как бы следуя за Ним, еже­дневно вспоминать события последующих дней.

Вот в Великий Понедельник Господь на горе Елеонской, предварительно Своим словом иссушивший смоковницу, открывает Своим ученикам будущее Иерусалима, обличает фарисеев и книжников за лишь внешнее исполнение предписаний Закона Моисеева. Продолжая поучения Свои, Господь сначала в притчах, а затем и ясно изображает кончину мiра и Страшный Суд.

В среду в доме Симон прокаженного женщина возливает миро на Его ноги, а Иуда обещает архиереям предать Учителя.

В Великий четверг совершает. Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко на поминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа. За Тайною Вечерею следует Христова молитва в Гефсимании, Христа схватывают и отводят к первосвященникам, где ночью совершается над Ним суд, а утром отводят Его к Пилату. Вечером в Великий четверг читаются 12 Евангелий Страстей Христовых.

Наступает Великая пятница. На часах также читаются Евангелия о суде Пилатовом, распятии и крестной смерти Христовой. Христиане соблюдают в тот день строжайший пост. Вечерня, совершаемая, если возможно, в 3-м часу дня, содержит в себе воспоминание о смерти Христовой и заканчивается выносом плащаницы, изображающим снятие со Креста и погребение Тела Христова. Затем у плащаницы читается канон на "Плач Богородицы над гробом".

Утреня Великой субботы изображает пребывание Тела Христова в гробу и схождение Душею во ад. Крестный ход в конце ее таинственно изображает шествие Христово во ад (а не погребе­ние Его, как принято говорить), который был разрушен Светом Христовым, и освобожденные души праотцев радостно славили Христа. Освободив от ада души умерших, Душа Христова возвращается в Его Тело. Никто на земле не знает еще о том, что происходит в ином мiре, воины стоят на страже у гроба, апостолы скорбят, мироносицы готовы идти помазать Тело, но ангелы с пророками и праведниками уже прославляют Победителя смерти. То изображается чтениями и пениями вечерни Великой субботы, соединяемой с литургией, на которой при пении "Воскреси Боже, суди земли..." черные облачения сменяются на светлые. Наступает ожидание того светлого часа, когда все озарится светом и небеса с землей наполнятся победными хвалами Воскресшего Христа.

На пасхальной литургии мы приобщаемся воскресшего Христа.

Справка:
Святитель Иоанн Шанхайский прославлен во святых Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) и весьма почитаем православным народом в России. Существует множество свидетельств благодатной помощи святителя Иоанна болящим и страждущим, его участия в жизни тысяч людей, как при его собственной жизни, так и после смерти. "Скажите людям: хотя я и умер, но я жив!" - говорил святитель Иоанн своим духовным чадам.

Митрополит Сурожский Антоний
ТРИОДЬ ПОСТНАЯ

СТРАСТНОЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
1965 г.

Тема о суде Божием. Если вы прочтете евангельские отрывки, которые положены на сегодня, то увидите, что тема суда проходит через них красной нитью; и она ставит перед нами вопрос: каковы мы?.. Чем мы кажемся, чем мы на самом деле не являемся? В чем наша лжеправедность, в чем наше ложное бытие перед лицом подлинного?

По-гречески суд называется “кризис”: мы сейчас – и в течение всей истории – находимся в состоянии кризиса, то есть суда истории, то есть, в конечном итоге, суда Божиих путей над нами.

Каждая эпоха – время крушений и обновлений; и вот все кажущееся – погибнет, все ложное – погибнет. Устоит только целостное, устоит только истинное, устоит только то, что на самом деле есть, а не то, что будто бы существует.

Каждый из нас чем-то кажется: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. И мы должны, если мы хотим вступить в эти дни страстных переживаний, раньше всего подумать: чем мы являемся на самом деле? – и только настоящими встав перед судом своей совести и Бога, вступить в последующие дни: иначе мы осуждены...


СТРАСТНАЯ СРЕДА
6 апреля1977 г.

Мы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда – это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви...

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел...

Часто нам думается, что он ушел в вечную погибель; и от этого у нас – может быть, недостаточно – содрогается сердце и ужасается: неужели он мог погибнуть? К Петру пришли другие ученики, они его взяли с собой, несмотря на его измену; Иуда среди них был какой-то чужой, нелюбимый, непонятный; к нему, после его измены, никто не пошел. Если измена Иудина случилась бы после Воскресения Христова, после того, как ученики получили дар Святого Духа, думается, что они не оставили бы его погибнуть в этом страшном одиночестве, не только без Бога, но и без людей. Христос не оставляет никого... И как бы ни страшно было думать об Иуде, о том, что его слово погубило Бога, пришедшего на землю, однако где-то должна в нас теплиться надежда, что бездонная премудрость Божия и безграничная, крестная, кровная Его любовь и его не оставит...

Не будем произносить и над ним последнего, страшного суда – ни над кем. Как-то, много лет тому назад, светлый русский богослов Владимир Николаевич Лосский, говоря о спасении и погибели, закончил свое слово надеждой; говоря уже не об Иуде, не о Петре, ни о ком из нас, он сказал о сатане и о споспешествующих ему аггелах, что мы должны помнить, что на земле, в борьбе за спасение или за погибель человека, Христос и сатана непримиримые противники; но что в каком-то другом плане и сатана, и темные, падшие духи являются тварью Божией, и Бог Свою тварь не забывает...

И мы сегодня видим и другой образ. Я только что говорил, что нас может отделить от Бога наше, и только наше отречение от Него и бегство от Него, невера в Его любовь, в Его верность. Но есть другое, что нас может отделить от Бога; об этом мы слышали постоянно в эти дни: это ложь и лицемерие. Это ложь людей, которые не хотят на себя посмотреть, не хотят себя видеть, какие они есть, которые хотят обмануть себя, обмануть Бога, обмануть других и прожить в мире иллюзий, в мире нереальности, в котором им на время спокойно, безопасно; это нас тоже может отделить от Бога...

Одного подвижника раз спросили, как может он жить с такой радостью в душе, с такой надеждой, когда он себя знает грешником? И он ответил: Когда я предстану перед Богом, Он меня спросит: Умел ли ты Меня любить всей душой твоей, всем помышлением, всей крепостью твоей, всей жизнью?.. И я отвечу: Нет, Господи!.. И Он меня спросит: Но поучался ли ты тому, что тебя могло спасти, читал ли ты Мое слово, слушал ли ты наставления святых? И я Ему отвечу: Нет, Господи!.. И Он тогда меня спросит: Но старался ли ты хоть сколько-то прожить достойно своего хотя бы человеческого звания?.. И я отвечу: Нет, Господи!.. И тогда Господь с жалостью посмотрит на мое скорбное лицо, заглянет в сокрушенность моего сердца и скажет: В одном ты был хорош – ты остался правдив до конца; войди в покой Мой!..

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, – но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много... И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много...

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница, как Мария Магдалина: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир... Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас. Аминь.


СТРАСТНАЯ СРЕДА –ТАИНСТВО ЕЛЕОПОМАЗАНИЯ
2 апреля1980 г.

Сейчас мы будем совершать Таинство Елеопомазания больных.

Установлено это Таинство было еще в апостольские времена, но на Страстной неделе оно стало совершаться со времени Крымской войны, в осажденном Севастополе. Болезнь, насильственная смерть грозили каждому, и архиерей города повелел всем – что я говорю: просил, чтобы каждый приготовился к смерти и к тому, чтобы предстать перед Богом очищенным от всякой скверны. Каждый каялся в своих грехах перед лицом угрожавшей или даже верной смерти; и затем каждый помазывался во исцеление души и, следовательно, тела от болезни, от хрупкости, от голодной слабости.

Нам не угрожает, поскольку мы знаем, насильственная смерть; но все мы стоим перед лицом собственной смертности. Смерть придет на каждого из нас, болезнь поражает каждого из нас в его время. И есть болезнь тела, но есть также в постепенном умирании человека нечто, что относится к его духу: злопамятность, ненависть, горечь, страх, зависть, ревность – все чувства, которые направлены против нашего ближнего. А также чувства – или бесчувствие, – которые отчуждают нас от Бога, разрушают нас в душе и в теле так же верно, как болезнь.

И вот сейчас, когда мы будем стоять перед Богом, слушая призыв Апостолов о том, чтобы нам покаяться, слушая Евангелие, провозглашающее о прощении и об исцеляющей силе Божией, будем, каждый из нас, помнить о нашей смертности, о нашей хрупкости, о том, что мы изо дня в день стоим перед судом нашей души и нашей совести и так мало слышим его; о том, что каждый из нас в какой-то день встанет перед Богом и увидит, что полжизни, а то и большую ее часть он потратил напрасно: потому что единственный плод жизни – это любовь, благодарность, поклонение Богу, стяжание Духа Святого.

Покаемся же, то есть обернемся от смерти к жизни, от самих себя к Богу, от потемок и мрака – к чистому свету Христову. И затем, со всей искренностью принеся Богу в течение этой службы сердце сокрушенное, дух кающийся, приняв решение не допустить, чтобы Христовы жизнь и смерть оказались для нас напрасными, примем помазание святым Елеем во исцеление души и тела, елеем радования, елеем, который восстанавливает силу, который приготавливает нас на борьбу со всяким злом, духовным и прочим, приготавливает нас стать воинами Христа.

Встанем же сейчас перед Богом в обнаженности правды, в обнаженности души, которая не ищет скрыться и защититься от своей совести, и получим исцеление. Исцеление души и, в той мере, в какой это полезно для нас, исцеление тела: потому что мы призваны быть сильными силой Господней, но мы также призваны, таинственным и иногда пугающим нас образом, нести в нашем теле смерть Христову, нести в нашем теле раны Христовы, чтобы восполнить в наших телах недостающее страстям Христовым.

Станем же чистыми духом и душой, так, чтобы всякая душевная боль или страдание или всякое страдание тела были плодом не смерти в нас, но нашего единства со Христом, и блаженны мы, что будем в эти дни призваны разделить с ним Его страсти...


СТРАСТНАЯ СРЕДА И ТАИНСТВО ЕЛЕОПОМАЗАНИЯ
26 апреля1989 г.

В сегодняшней службе мы с чувством ужаса, но также и трагического трепета вспоминаем предательство Иуды; и в этой же службе вспоминается событие, когда трое юношей были брошены в огненную печь царем вавилонским. Остановимся на мгновение на иудином предательстве.

Он был учеником; он был так же близок к Господу Иисусу Христу, как и каждый из других Его учеников. Каким-то образом, слишком таинственным, чтобы мы даже могли строить догадки, что-то с ним случилось: он избрал стяжательство, властолюбие, он избрал мир вместо нищеты, вместо предельного истощания Божия. Он был свободен: он сделал выбор. И одновременно само это его предательство раскрывает нам еще раз по-новому – что есть Божественная любовь: на фоне этой человеческой хрупкости и этой человеческой измены мы видим, как Христос говорит ему: Иди и делай, что собирался!.. Ни слова осуждения; только обращенные к ученикам слова, пронизанные болью: Лучше было бы тому человеку не родиться, который предает Сына Божия... И снова: когда Иуда приходит в Гефсиманский сад, принося смерть и предательство, Христос к нему обращается со словом такой силы любви, такой полноты любви: Друг! На какое дело ты пришел?.. В момент, когда Иуда предает Христа, чтобы Он был убит, Он зовет его: “Друг!”, потому что Он не изменяет никому; Он остается верным... И вечная судьба Иуды тоже покрыта для нас тайной; мы можем только представить себе, что, когда Христос сошел во ад и победил ад, Иуда и Христос снова встретились лицом к лицу. К чему привела эта встреча, мы гадать не можем. Но мы можем ставить перед собой вопросы о нашей собственной верности или наших изменах. Предательство Иуды было вызвано его привязанностью к вещам земли, его политическими планами, его желанием обогатиться; в конечном итоге – его непониманием Христа и путей Божиих. Тут предостережение: он – как человек из притчи, который отказался прийти на брачный пир, потому что купил поле и думал, что владеет им, а на самом деле он оказался во власти того, что приобрел; который отказался прийти, потому что купил волов и ему надо было испытать их, у него было дело на земле и не было времени на брачный пир; который отказался прийти, потому что сам нашел себе жену и сердце его было полно собственной радостью, не было в нем места для радости и счастья другого... Не похоже ли это на нас самих в стольких отношениях? Но, сказав все это, можем ли мы забыть слово Христа: “Друг!” – верность Того, Кого Книга Откровения называет “Верным”: Он верен навсегда.

Верность мы видим также во втором образе сегодняшнего богослужения; это образ Ветхого Завета: трое юношей, которые отказались поклониться ложным богам – жадности, властолюбию, ненависти, – которые все это отвергли и были за это приговорены царем вавилонским к сожжению в пылающей печи. И когда царь пришел посмотреть на зрелище их казни, он воскликнул: Не троих ли мужей мы бросили в огонь связанными? И вот я вижу четырех мужей, ходящих без цепей, и вид четвертого подобен Сыну Божию... – В самых страшных, самых жестоких испытаниях, в самых лютых искушениях, когда искушение пламенеет и горит страдание, Христос с нами. Не достаточно ли этого, чтобы напитать нашу надежду уверенностью и из нашей робкой, шаткой надежды сделать такую надежду, которая есть уверенность, что Бог с нами!

Но относится ли это только к тем, кто праведен? Трое юношей страдали ради Бога – как же грешники, преступники, злодеи? Вспомним небольшой холм вне стен града – Голгофу; три креста; на одном умирает Сын Божий, непорочный, но несущий на Себе грех, зло всего мира. И два человека, которые были действительно злы. И поскольку один из них признал, что он зол, что творил зло, он обернулся ко Христу с воплем раскаяния, сожалея о том, чем он был, что он сделал, принимая последствия того, чем был и что сделал как справедливое возмездие за свои грехи. Вспомним его слова, обращенные к другому злодею, чтобы унять его богохульство: Мы справедливо осуждены, потому что мы преступники а Он умирает обреченный, засуженный несправедливо, потому что Он не сделал ничего дурного... И вот первый принял все последствия, всю боль, все страдание, весь ужас, который выпал ему, потому что увидел в этом справедливость: Божию правду и карающую справедливость людскую. И Христос обещал ему, что в тот самый день он будет с Ним в раю.

О чем это снова говорит нам? Это говорит, что все мы стоим перед Богом осужденными. Не творили ли мы зло? Не преступники ли мы, то есть не преступили ли мы грани из Земли Обетованной, земли Божией в землю, которая еще под властью врага? Не предали ли мы правду, отвернувшись от закона жизни и избрав закон смерти? И опять: когда мы оглядываемся на себя, не можем ли мы увидеть себя как изуродованную икону, образ Христов? И изуродованный не обстоятельствами, не другими людьми, а прежде всего нами самими? И тогда мы можем повернуться к Богу и сказать: Да! Я признаю, что я обманул Твое доверие! Я оказался недостоин Твоей веры в меня – и я принимаю все последствия своей неверности. Господи! Я распинаюсь болью и стыдом; Господи, прими меня в Твое Царство... И ответ: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам мир! Придите ко Мне!..

И вот мы подходим сегодня к Таинству Елеопомазания с этим многогранным сознанием, которое предлагается нам сегодняшней службой. Мы идем в уверенности, что Бог с нами в нашем испытании и в нашем искушении, в опаляющем пожаре зла и в пламенеющем горниле очищения, если только мы примем последствия того, чем мы являемся. И если мы обратимся к Богу и скажем: Господи! Я согрешил против Неба и перед Тобой! Я больше недостоин называться Твоим сыном, Твоей дочерью – мы будем приняты Богом, как блудный сын был принят своим отцом: прощенные, принятые в объятия, получившие нашу первую одежду, одаренные Божиим доверием, названные нашим подлинным именем: сын Мой, дочь Моя...

Примем же это Таинство Помазания во исцеление души и тела просто потому, что мы пришли к Богу, просто потому, что говорим: Господи, спаси нас! – как Петр кричал, когда тонул. И мы будем очищены, исцелены, поставлены на путь спасения... Какое диво! Как дивно быть так любимыми и так уверенными, что мы любимы.

Будем поэтому идти с уверенностью, с надеждой, которая и есть надежда явленная, и принесем Богу столько любви, сколько можем: иногда благодарность может быть началом любви. Принесем Ему наше доверие, нашу благодарность и примем от Него прощение и обновление жизни. Аминь.

НИКОН, ЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ

 


КАК МЫ ОБЯЗАНЫ ПРОВОДИТЬ ДНИ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
"Се Жених грядет к полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися,
да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися,
но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицей помилуй нас."

 

Возлюбленные братья и сестры!

 

Ныне вступаем мы в трагические и спасительные дни Страстной Седмицы, в дни покаяния и очищения, в последние дни приуготовления нашего к Светлому празднику Воскресения Христова. Как же проведем мы их, дорогие чада мои? Для многих из нас, для носящих нательный крестик и исповедующих себя православными, эти великие дни ничем не отличаются от обычной недели. Так ли поступали наши благочестивые прадеды? Сорок дней Великого Поста молитвой и покаянием готовились они, чтобы с пользой духовной и непосрамленно пройти дни Страстной Седмицы, каждый из которых исполнен глубокого смысла для дела Спасения нашего. Великая и страшная беда наша, что мы все забыли или просто не знаем веры отеческой, обычаев спасительных и благочестивых! Но еще страшнее, что мы и не стремимся их узнать. Еще хуже если, узнав сами, не стремимся научить этому своих детей и внуков. Давайте, возлюбленные мои, предварим главные события, ожидающие нас. чтобы не упустить ни одного из них! Благочестивые предки наши в дни Страстной Седмицы стремились как можно чаще бывать в храме Божиим, не упустить ни одного из Евангельских чтений, из наставлений нам так необходимых. Но особо всегда выделяли они день Великой Среды. Ведь за вечерним Богослужением в этот день, 7 апреля, совершается Таинство Елеосвящения или Соборования.

 

Многие ничего не знают об этом спасительном Таинстве. Другие неверно толкуют его, будто оно должно совершаться только перед смертью, но это не так. Действительно, Таинство Елеосвящения обычно совершается над тяжелобольными, когда Церковь прибегает к сугубой, усиленной молитве об исцелении духовном и телесном рабов Божиих. Приступая к этому Таинству, священники сначала производят освящение елея (масла, смешанного с вином), а затем семь раз крестообразно помазывают им больного. При помазании читается особая молитва, а сам больной, или его близкие, если сам он уже не в состоянии этого сделать, взывают к Создателю всяческих, к Врачу душ и телес: "Услышь меня, Боже, услышь меня, Владыко, услышь меня, Святый!" Всякий, над кем это Таинство совершалось, или кто хоть раз участвовал в нем молитвенно ради ближних своих, не может вспоминать об этом без умиления.

 

Мы знаем, что Господь посылает в этом Таинстве исцеление телесное, и тому множество примеров. Но не менее важно, что болящему прощаются грехи, в том числе и неосознанные им или забытые при исповеди. Мать-Церковь никак не рекомендует прибегать к этому спасительному Таинству без крайней необходимости, в особенности людям здоровым, которым следует вести борьбу со грехом, готовиться к исповеди со всей тщательностью, с раскаянием и с желанием изменить свою жизнь. А какое может быть желание изменения, если мы не считаем себя грешными, а грехов и проступков не помним? Потому и совершается часто соборование в конце жизненного пути нашего, как одно из последних средств продлить пребывание наше на этой земле ради того, чтобы успеть нам принести достойные плоды покаяния.

 

Конечно, ныне многие из нас испытывают немощи, да и трудно им не быть при нынешней жизни нашей, исполненной неприятностей и невзгод, при разрушении и отравлении природы. Поэтому в дни многодневных постов в храмах совершается Таинство Елеосвящения над болящими. При этом благочестивые люди стараются накануне исповедоваться, облегчить гнет грехов, прежде чем просить исцеления духовного и телесного. А приняв спасительное Таинство Соборования они спешат на другой день с чистым сердцем и надеждой причаститься Святых Христовых Тайн.

 

В Великий Четверток, ныне - 8 апреля, совершается Божественная Литургия, последняя перед Великим Пятком, когда будем вспоминать мы Святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Само великое Таинство это утверждено Спасителем нашим во время Тайной вечере Его с Апостолами, именно в день Великого Четверга. Поэтому так дорога нам Божественная Литургия, совершаемая в Великий Четверг. В этот день к Спасительное Чаше Христовой обычно стремятся приступить все те, кто почему-либо не смог это сделать в дни Великого Поста. Возлюбленные мои! Как много таких среди нас, среди наших близких! Неужели дерзнем мы встретить Святую Пасху в грязном рубище грехов своих? Неужели не используем предоставленную нам благую возможность причаститься Святых Христовых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную?

 

В этот же день, 8 апреля, за вечерним Богослужением в 18 часов совершается Последование Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Одно за другим прочитываются так называемые "12 Евангелий", то есть 12 эпизодов о вольных страданиях Спасителя нашего. Со горящими свечами в руках слушаем мы о Тайной Вечере, о предательстве Иуды, о муках Спасителя и о самой Крестной смерти Его за всех нас. Есть благочестивый обычай приносить эти свечи горящими в православные дома, чтобы нанести знамения Креста на окна и двери, оградить врагу рода человеческого вход в жилища наши. Потом остаток свечи хранят за святыми иконами, чтобы в час смертный, который может прийти нежданно, как вор ночной, отойти к Господу, имея в руках такую свечу, зажженную нами в час Страстей Господних в знак причастности к Царству Его. Неужели мы проведем в суете этот вечер Великого Четверга, найдем себе иное занятие? Но достойны ли мы тогда имени православного? Думаю, возлюбленные мои чада, было бы очень хорошо привести в этот вечер в храм подростков, уже способных вынести протяжение этого прекрасного Богослужения, чтобы приобщились они не только к радости праздников, но и к посильному молитвенному труду.

 

В Великую Пятницу, 9 апреля, в память спасительных Страстей Господних установлен строгий пост. Во второй половине дня - в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе в 14 часов - из алтаря выносится Святая Плащаница. Всякий православный человек обязан припасть к этой великой святыне с благоговейным целованием. Известно, что в годину гонений на веру Православную, именно на этот день намечались собрания и иные обязательные атеистические мероприятия. Но люди верующие все равно уходили в немногие уцелевшие храмы, потом теряли из-за этого работу, а то и попадали под следствие. Они выстаивали многочасовые очереди, чтобы припасть к Святой Плащанице. Нам, дорогие мои, ничего этого не угрожает, так почему мы так беспечны? Обязательно надо прийти к Святой Плащанице всей семьей, с детьми и внуками, приложить даже самых маленьких к этой святыне, самим в теплой молитве возблагодарить Спасителя, принявшего на себя грехи всего рода человеческого, а значит и нас с Вами!

 

В Великую Пятницу в 18 часов совершается умилительный чин погребения Святой Плащаницы. В конце которого духовенство и миряне с Крестным ходом обносят Святую Плащаницу вокруг храма. Разве может забыть ребенок, как он шел с Крестным ходом за Святой Плащаницей вокруг храма Божия с горящей свечой в руке вместе с отцом и матерью, как потом вместе с ним проходил в храм под Плащаницей, как впервые поцеловал Ее с первой, немудреной, но искренней молитвой? Чем можно заменить такое? Тот, кто не сможет приступить к Святой Плащанице в Великий Пяток, да поспешит со всей семьей в храм в Великую Субботу 10 апреля. Ныне многие сетуют на непонимание в семьях, на конфликты с детьми и внуками, на раздоры между супругами. Но разве мы сами не виноваты в том, что не ищем благих возможностей для своего единения?

 

В Великую Субботу освящают куличи, пасхи, сыр, яйца, мясные продукты для того, чтобы потом ранним утром Святой Пасхи после Божественной Литургии каждый член семьи мог разговеться, отметить начало праздничной Пасхальной Светлой Седмицы. Нынче во всех храмах такое освящение будет проходить в Преблагословенную Субботу с 8 до 23 часов, пока не придет всем нам время встать на Пасхальную молитву. Как трогательно и радостно видеть в этот день, когда Светлый праздник еще брезжит впереди, сотни и тысячи наших братьев и сестер, спешащих в храмы Божий! Пусть снедь у них не хитрая, но она в освящении обретает силу питать душу и тело. А какой прекрасный и спасительный урок получают наши дети, когда сами отделяют на нужды убогих ими крашенное яичко или маленький кулич! Ведь в дни Светлой Седмицы эти скромные дары мы, дорогие мои, повезем в больницы, в воинские части, в дома престарелых, в детские приюты, и кому-нибудь Ваш посильный дар обязательно согреет душу.

 

Возлюбленные мои чада! Ныне в день двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим, венчающего Великий Пост, мы предстоим Господу нашему Иисусу Христу с зажженными свечами и вербами в руках. Исполнимся же решимости сопутствовать Спасителю нашему не только в этот день торжества Его, но во всю эту Страстную Седмицу в трудах, в горечи непонимания, в боли от предательства, в страданиях и муках, чтобы исполнилась наша радость о Светлом Воскресении Господа нашего!

 

С Божиим благословением на спасительные труды Страстной Седмицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата создания:  15.05.2007 08:19:00

← Назад к списку

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100