Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2017
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Лазарева суббота
МИТРОПОЛИТ СУРОЖСКИЙ АНТОНИЙ
Архимандрит Закхей (Вуд)

ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА СУРОЖСКОГО АНТОНИЯ
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ.
Проповедь в Субботу перед Страстной 23 апреля 1967 года
Мы стоим на грани страстных дней, и на этой грани, в образе Лазаря и его воскресения, встает перед нами большая, радующая нас надежда: Господь крепче смерти, Господь победил ее – не только в том прямом смысле, в котором эта победа явлена телесным воскрешением Лазаря, но еще и в другом, который, может быть, еще непосредственнее относится к нам изо дня в день.

Бог создавал человека другом Себе; эта дружба, которая существует между нами и Им, еще углублена, сделана еще более тесной в Крещении нашем. Каждый из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь; и в каждом из нас когда-то этот друг Божий жил: жил дружбой с Богом, жил надеждой, что эта дружба будет углубляться, расти, светлеть. Иногда это бывало в очень ранние дни нашего детства; иногда позже, в юношеские годы: в каждом из нас жил этот друг Христов.

А потом, в течение жизни, как цветок завядает, как истощается в нас жизнь, надежда, радость, чистота, – истощилась сила этого друга Господня. И часто-часто мы чувствуем, что в нас, словно во гробе, где-то лежит – нельзя сказать “покоится”, а именно лежит, страшной смертью пораженный, – четверодневный друг Господень, тот, который умер, к гробу которого сестры боятся подойти, потому что он уже разлагается телом...

И над этим другом как часто сетует наша душа, как часто сетуют и Марфа и Мария: та сторона нашей души, которая по своему призванию, по своим силам и возможностям способна молчать у ног Господних, слушая каждое Его слово, делаясь живой и трепетной от каждого животворящего слова Господня, и та сторона нашей души, подобная Марфе, которая способна была бы в правде и чистоте, с вдохновением творить в жизни дела Божии, которая могла бы быть не встревоженной служанкой, не мятущейся Марфой, какой мы часто бываем по образу растерявшейся Марфы евангельской, а трудолюбивой, творческой, живой Марфой, способной превращать своими руками, своей любовью, своей заботой все самое обыкновенное вокруг нас в Царство Божие, в явление любви человеческой и любви Божией. Итак, эти две силы в нас, бесплодные, зашедшие в нас в тупик Марфа и Мария, сила созерцания и сила творчества, сетуют над тем, что умер друг Господень Лазарь.

И минутами близко-близко к нам подходит Господь, и мы готовы, как Марфа, воскликнуть: Господи, зачем Тебя не было здесь в момент, когда решалась борьба между жизнью и смертью, в момент, когда Лазарь еще был жив – только поражен насмерть, и мог бы быть удержан в этой жизни! Если бы Ты был здесь, он не умер бы... – И слышим Его слово: Веришь ли ты, что он воскреснет? – И мы тоже, как Марфа, готовы сказать: Да, Господи, – в последний день...

Но когда говорила Марфа, она сказала это с такой надеждой: Я всегда веровала, что Ты – Господь, и я верую, что Лазарь воскреснет в последний день!.. А мы говорим это печально, грустно: Да, в последний денъ воскреснет, когда уже, как говорит Великий канон, кончится жизни торжество, когда уже будет поздно на земле творить, когда будет поздно жить верой и надеждой и ликованием нарастающей любви...

Но Господь и нам говорит, как ей; говорит нашей безнадежности, как сказал ее совершенной надежде: Я – воскресение и жизнь! И если кто в Меня верует, если бы и мертв был – воскреснет...

И тут хочется вспомнить еще другое: Марфа не знала, что за три дня до этого Христос Своим ученикам говорил, что насмерть болен Его друг, не знала, что Он дал ему умереть, чтобы он воскрес, но уже богатый таким опытом, такой победой Божией, что уже ничто не могло его поколебать...

Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. В каждом из нас он лежит – умерший, побежденный, окруженный нашим сетованием, часто безнадежным. А сегодняшнее Евангелие, на самой грани страстных дней, нам говорит: Не бойтесь! Я – воскрешение и жизнь! Тот друг Господень, который в вас жил, который в вас есть, который кажется безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть – и поистине воскреснет!

И вот войдем в страстные дни с этой надеждой, с уверенностью, что мы идем к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности к победе Господней. Войдем в страстные дни с трепетом о том, как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, войдем уже теперь с надеждой, со светом и с радостью грядущего воскресения.
Аминь.

 

Архимандрит Закхей (Вуд)
 

Проповедь в Лазареву субботу
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Возлюбленные братья и сестры!

Только что мы слышали чтение из Евангелия от Иоанна Богослова, рассказывающее нам весьма важное событие из жизни Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, именно – восстание Лазаря из мёртвых. Событие это в сознании Церкви настолько важное, что воспоминание о нём совершается накануне самого празднования Входа Господа нашего во Иерусалим, или, как он именуется в народе, Вербного воскресенья, за чем следует воспоминание Его великих и спасительных Страстей, смерти и тридневного Воскресения. В действительности Церковь даже провозглашает, что этот праздник воскрешения Лазаря подтверждает Воскресение Господа. В тропаре праздника поётся: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже».

Нам следует понимать, что это событие имело также «земное» значение, ибо, как говорится в Евангелии от Иоанна, именно после воскрешения Лазаря иудеи уверовали в Иисуса и по этой причине не подчинялись приказаниям своих руководителей, которые всё более и более обуревались завистью и беспокойством из-за Иисуса Назарянина. Мы видим, что с возрастанием числа Его последователей, также росла численность и Его супостатов. Первосвященник и фарисеи также относились к врагам Иисуса, завидовали Его популярности и волновались о том, что она может привлечь внимание римлян, которые, под предлогом борьбы с Мессией, могли бы разрушить святые места Иерусалима и подвергнуть гонениям весь еврейский народ. Первосвященник Каиафа даже заявил: «Лучше одному человеку умереть за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:50). Эти очень важные слова, сказанные с точки зрения политика, приобрели совершенно иное значение после воскресения Христова. Христос умер для того, чтобы жил весь род человеческий.

Как мы слышали из Евангелия, Иисусу было сказано Марфой и Марией, что друг Его Лазарь смертельно болен. Две эти сестры пришли к Иисусу и просили Его прийти исцелить их брата Лазаря. Иисус был близок с этой семьёй и потому Его медлительность в исполнении их желания показалась ученикам странной. Когда же наконец Иисус прибыл в Вифанию к дому Лазаря, который уже четыре дня как умер, сёстры, обращавшиеся к Нему с просьбами, теперь казались обиженными. Марфа, по приветствии Иисуса, произносит: «Если бы Ты был здесь, брат мой не умер бы». Такого рода обвинения могут иногда исходить из уст и нас, грешных. Мы склонны ожидать от Господа всего, что желаем, но самое главное, просим, чтобы это было нам дано немедленно. Мы наивно полагаем, что всё, что мы просим, лишь по тому, что мы просим это, будет даровано нам милостивым Господом Иисусом Христом. Марфа и Мария считали себя друзьями Иисуса. Так же и мы считаем себя в своем роде «друзьями» Господа или, по крайней мере, Его учениками. Нам известно, что нас узнают как учеников, если мы будем «иметь любовь между собою». И, будучи друзьями и учениками, надеемся, что Иисус исполнит всякое наше прошение, как думали Марфа и Мария в сегодняшнем евангельском чтении. Нам нужно осознать подобно Марфе и Марии, которые просто ждали исцеления для своего брата, что Иисус всегда дает больше, чем ожидает верующий. Это и случилось с Лазарем, это же происходит и с нами. Мы просим чего-то, ожидаем, что это будет дано сразу же по нашему желанию, и потом, может быть, обижаемся, когда оно не посылается, и лишь позже понимаем, что Господь по Своей любви и милосердию к роду человеческому даёт нам нечто лучшее, нечто более здравое для нашей духовной жизни, нечто высшее, чем наш ограниченный разум мог бы представить на первом месте. Мы склонны просто просить исцеления, а Господь подаёт воскресение!

Это евангельское чтение ясно показывает две природы во Христе – и Бога и человека. Богочеловек, по человечеству Своему плачет от любви зря Своего друга мёртвым во гробе. Тот же Богочеловек зовёт потом: «Лазарь, гряди вон!» и воскрешает его от смертного одра. На примере воскрешения Лазаря мы можем увидеть очень человеческую сторону Господа нашего Иисуса Христа. Мы видим, как Он любил Лазаря, как Он плачет вместе с Марией и теми, кто был с ней, как Он обеспокоен и глубоко тронут. Всё это - человеческие переживания, которые Богочеловек Иисус Христос испытывал к Своим друзьям. Те же переживания могут быть перенесены также на божественные принципы, когда мы видим, что воскресший Господь любит всех и каждого из нас, и как он беспокоится и плачет о нас, погрязших во грехах. Но важно, что эти человеческие чувства Богочеловека Иисуса Христа уравновешиваются тем фактом, что Он Тот же Богочеловек, Который имеет власть над живыми и мёртвыми и Который превзошёл законы естества и воскресил Своего друга Лазаря из мёртвых. Бог всяческих, всеведущий, в смирении «спрашивает, где Лазарь был положен». Это кажущееся противоречие будет продолжаться через всю историю страданий Господних. Эти противоречия раскрываются в прекрасных поэтичных словах Богослужения Страстной седмицы. Мы услышим: «Кресту предается Зиждитель всех», «По ланите заушается Избавитель мира, и от Своих раб поругается», и даже «Повесивший землю на водах вознесен на древо» (стихиры на Господи воззвах Великого Пятка). Эти истины отзвуком отражаются в том, что мы слышим сегодня - Тот же Богочеловек, Который оплакивает Своего друга Лазаря, воскрешает его из мёртвых. Чуден Бог наш, братия и сестры, воистину чуден!

Пусть же это празднование воскрешения Лазаря принесёт нам надежду. Пусть укрепит перед тем, что нас ожидает с этого вечера, с торжественного входа Господа нашего в Иерусалим, и почти одновременного Его предательства, преследования и смерти. Будем помнить сегодняшний праздник в течение Страстной недели, зная, что даже во времена самой глубокой и мрачной печали Христос есть Жизнь. И, что важнее всего, Он полагает эту жизнь за всех и каждого из нас. Сегодняшнее Евангелие делится с нами вечной истиной о том, что Иисус ясно подтвердил, сказав: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин. 11:25-26).

Будем же всегда помнить эти слова, чтобы иметь жизнь во Христе, и иметь с избытком.

Аминь!

  


 

Дата создания:  11.05.2007 11:44:00

← Назад к списку

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100