Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2017
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Неделя прп. Марии Египетской
Протоиерей Валерий Захаров.
Схиигумен Авраам (Рейдман)

Протоиерей Валерий Захаров.
В этот воскресный день, который именуется 5-й Неделей Великого поста, Святая Церковь совершает память преподобной матери нашей Марии Египетской. Сегодня за Божественной литургией были прочитаны два евангельских отрывка, которые имеют очень много общего между собой. В первом из них нам напоминалось о том, как Господь незадолго до Своих крестных страданий, обращаясь к ученикам, сказал: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10;33). Хочу обратить ваше внимание, братья и сестры, на то, что это уже четвертое обращение Христа к Своим ученикам о том, что Ему надлежит пострадать и умереть. Христос не случайно говорит об этом. Хотя ученики и видели в Нем величайшего пророка, а Петр даже исповедал Его Сыном Божиим, тем не менее, в их сознании оставалось убеждение, присущее Израилю в то время, что Иисус — только земной Царь и Освободитель от римского порабощения. И то, что ученики до конца не могли понять Христа, свидетельствует и тот момент, о котором говорится в этом же евангельском сюжете: мать братьев Зеведеевых Иоанна и Иакова вместе с сыновьями приходит и обращается ко Христу, чтобы Он в Царстве Своем дал им возможность сесть одному по правую, а другому — по левую от Него сторону. И Христос говорит им: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10;38). И, не понимая слов Господа, два брата — эти возлюбленные ученики Христовы, которые недавно пребывали с Ним на горе Фавор и были свидетелями Его Преображения, — говорят Христу: «Можем» (ст. 39). Иисус же отвечает: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (ст.39-40).
      Не случайно нам предлагается сегодня этот евангельский отрывок. Всего лишь одна седмица остается до окончания святой Четыредесятницы, а следующая за ней седмица — особая, Страстная — седмица страданий и крестной смерти Христа, примыкающая к Великому посту. Те, кто внимателен к совершающимся великопостным богослужениям, тот обратил внимание, что тон песнопений, чтений, молитв постепенно меняется. Если в 1-й половине поста Святая Церковь призывала нас обратить внимание, прежде всего, на себя, на состояние своих душ и сердец, мы призывались принести искреннее и полное покаяние и изменить свою жизнь, примирить ее с Богом и окружающими людьми, примирить ее с Церковью, то уже сегодня тон и настроение несколько другие. Наше внимание переключается с нас самих — на Господа. Мы слышим слова Христовы: «вот, мы восходим в Иерусалим». Казалось бы, всего несколько слов, но какой в них глубочайший смысл! В чем же этот смысл? Господь не просто говорит, что ему надлежит идти в Иерусалим, а Он говорит — восходим, поднимаемся. Конечно, скептики могут сказать, что Галилея находится на равнине, а Иерусалим — на возвышенности, примерно на высоте900 мнад уровнем моря, и поэтому Христос и говорит, что будем подниматься, восходить. Нет, о другом подъеме говорит Господь. Он говорит о том, что ожидает Его там и что предстоит Ему претерпеть (а, значит, и тем, кто будет следовать за Ним): поругание, оплевание, биение, страдание и смерть. Но затем и победа над смертью! Вот, о каком восхождении говорит Господь.
      Другое евангельское чтение, предлагавшееся нам за Божественной литургией сегодня, посвящено той, чью память воспоминает ныне Церковь — преподобной Марии Египетской. В этом отрывке рассказывалось, как Господь однажды пришел по приглашению в дом одного фарисея. Когда все по восточной традиции возлежали за столом, в дом вошла женщина и принесла алавастр с драгоценным миром. Подойдя ко Христу, она стала возливать на Него и мазать Его тело этим миром. И слезы не прекращали литься из ее глаз и, падая на ноги Спасителя, омывали их, а женщина волосами своими вытирала их. Фарисей подумал в этот момент: «Какой же Христос — провидец и пророк? Ведь эта женщина — грешница, блудница, и это все знают. Она подходит и прикасается к Нему, а Он не отгоняет Ее!» А Христос, конечно же, зная эти помышления фарисея, обращается к нему: «Я готов рассказать тебе притчу. У одного господина было два должника. Один был должен немного, а другой — намного больше. Но и тому, и другому господин простил долг. Как ты думаешь, кто больше возлюбит этого господина?» Фарисей отвечает: «Тот, кто был больше должен, потому что ему больше прощено». И тогда Господь говорит: «Когда Я вошел в твой дом, ты по обычаю не омыл Мне ноги даже водою, а она слезами своими омыла их. Ты не дал Мне целования, а она своими волосами утерла слезы с ног Моих». Потом, обращаясь к женщине, говорит: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7;50).
      Не случаен и этот евангельский сюжет за нынешней Божественной литургией. Близки страдания и крестная смерть Спасителя, близко и искупление. Человек должен покаяться, и только тогда искупительная Жертва Христа будет для него спасительна. Во втором отрывке ясно, что речь идет о покаянии: женщина плачет и в раскаянии омывает ноги Христа своими слезами. Но где же говорится о покаянии в первом отрывке? Христос говорит, что Он должен пить чашу и креститься крещением. Как понять эти слова и применить их к нам, последователям Христовым? И святые отцы говорят, что под чашей Христос разумел не только Свою крестную смерть и под крещением — не только Гефсиманские борения и Голгофские муки, но и то томление духа, которое Христос испытывал еще задолго до этого. Но было, как учат святые отцы, и есть еще особое крещение, которое принимали несметные сонмы подвижников веры и благочестия и к которому призывает нас Святая Церковь в преддверии Страстной седмицы. Святитель Григорий Богослов так говорит об этом крещении: «Знаю еще слезное труднейшее крещение. Им крестятся, измывающа на всякую ночь постель и ложе слезами. Кто, плача и сетуя, ходит; кто произносит в храме слова мытаревы; кто припадает с хананеянкой ко Христу, прося крошек Его милосердия. Слезное крещение — это крещение покаянием, сердечным сокрушением и плачем о грехах своих в уповании на милосердие и человеколюбие Божие. Ты не принимаешь покаяние, не даешь место слезам, не плачешь слезно — неужели не трогает тебя человеколюбие Иисуса, Который недуги наши прияв и болезни наши понесе; Который не к праведникам пришел, а к грешникам, прощая им грехи до семьдесят крат седмерицею?» И далее святитель Григорий Богослов призывает к глубокому, полному покаянию, называя его слезным крещением, ибо только полное сокрушение и истинный плач о грехах своих при уповании на милосердие Божие восстанавливает благодатное, радостное единение с Богом, примиряют с ним и со Святой Церковью. Как видите, все очень взаимосвязано и глубоко символично в нашей Церкви: и те два сюжета, которые были предложены нашему вниманию, и память преподобной Марии Египетской, которая совершается сегодня.
      Те из нас, кто имел возможность на этой 5-й седмице Великого поста быть в храме на богослужении в четверг, знают, что на утрени совершалось «Великое Мариино стояние». Что это такое вы, наверное, знаете, но я напомню на всякий случай. Это — чтение полностью Великого покаянного Канона святителя Андрея Критского. Мы помним, что этот Канон был уже прочитан на 1-й седмице Великого поста, правда, по частям. И если на 1-й седмице слова Канона должны были пробудить в нас искреннее желание покаяния, то в прошедший четверг Церковь призывала нас уже к другому: мы должны были соразмерить свою жизнь со словами Канона и спросить себя, что изменилось за это время Великого поста в моей жизни? Действительно ли те слова, которые выстраданы преподобным Андреем Критским, являются моими личными словами и переживаниями? Является ли тот вопль, с которым обращается святитель к Богу, моим воплем, болью моего сердца, моей обращенностью к Богу и желанием вернуться в Его Отчий дом, осознанием того, что нет для меня жизни без Бога, я просто не могу существовать — я умираю без Него? Вот, что такое «Мариино стояние». Мы уже читали житие этой преподобной матери за богослужением, и я не буду его повторять. Я хочу только подчеркнуть, почему сегодня совершается день ее памяти. Прежде всего потому, что Церковь хочет еще и еще раз сказать нам о том, что готов Господь принять человеческое покаяние, и нет такого греха, братья и сестры, (и пусть нас враг рода человеческого не пугает) — нет такого греха, который не был бы прощен Богом. Правда, тут я должен оговориться. Есть один грех, который не прощается — это грех нераскаянности. Так учит нас Церковь, и я хочу подтвердить это словами Священного Писания и святых. Все мы хорошо знаем о том, что всякий грех разлучает человека с Богом, отдаляет человека от Него. Пророк Исаия — этот ветхозаветный евангелист — говорил: «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от нас, чтобы не слышать» (Ис. 59,2). Грехи человека делают его ненавистным в очах Божиих, и поэтому не случайно псалмопевец Давид говорит: «Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь, говорящего ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь» (Пс. 5,5-7). У апостола Павла в его Посланиях к Галатам, к Ефессянам, к Коринфянам перечисляются те многие грехи, совершаемые человеком во время земной жизни, которые затворяют для него Царствие Божие и осуждают на вечную муку. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25;41), — скажет Господь на Страшном Суде всем грешникам.
      Я не случайно зачитал вам именно эти отрывки Священного Писания, раскрывающие нам всю опасность греха, всю его мерзость в очах Божиих, потому что грех удаляет нас от Бога. Но готов ли Господь простить нам наши согрешения? И святые отцы, так же основываясь на Священном Писании, учат нас: «О, человек грешный, ободрись, утешь себя, ибо Господь прощает тебе грехи твои. Бог наш есть Отец милосердия и всякого утешения. Он щедр, милостив и долготерпелив к боящимся Его… Он не по беззакониям нашим сотворил нам и не по грехам нашим воздал нам, ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его, ибо Он знает состав наш, помнит, что мы персть. В этом уверяемся мы собственным свидетельством Его: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9;13)». «Дети мои, — обращается к своим ученикам (а, значит, и ко всем нам) апостол и евангелист Иоанн, — сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2;1-2). А апостол Петр в своем 1-м Послании пишет о Христе: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды, ранами Его вы исцелились» (1Петр. 2;24). Вот о чем говорят нам святые апостолы. Они свидетельствуют, что Бог наш Отец Небесный послал Сына Своего спасти грешников, что Сын Божий — Спаситель наш — пострадал за нас, взял грехи наши, искупил нас, очистил нас Своею Кровью. «И мы ныне — народ Божий, некогда не помилованные, а ныне — помилованные. Он спас нас не по делам праведности, а по Своей милости, чтобы оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделалиь причастниками вечной жизни. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3;16). О, если бы и нам всем искренне, единодушно раскаяться во всех наших грехах. О, Премилосердный Господи, буди милостив ко грехам нашим! Взываем к милосердию Твоему, не лиши нас помощи Твоей, ниспосли нам, недостойным, милость Твою! Да спасемся молитвами Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и всех святых!»
      Вот так мы должны постоянно обращаться к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, к Его Пречистой Матери и, конечно же, к преподобной Марии Египетской, чтобы во образ ее покаяния мы так же научились обращаться к Богу со слезами покаяния. Каяться не только на словах, но и делами своей жизни, как преподобная Мария, — свидетельствовать об этом. Будем помнить, что это не легкий путь. 47 лет святая подвижница подвизалась в пустыне после своего обращения, и из них 17 лет была нещадно истязаема диаволом. Помните, когда мы читали ее житие, как говорила сама Мария, она в изнеможении падала на землю, потому что физически не могла устоять в этой борьбе с диаволом, но духовно всегда старалась удержаться и не дать врагу рода человеческого победить. При этом к кому она всегда обращалась за помощью? К Поручительнице своей — Матери Божией. Дай Бог, чтобы и мы с вами, когда враг рода человеческого обрушивает на нас свои козни и искушения, не забывали обращаться к Царице Небесной за молитвенной помощью, твердо веря в Ее предстательство пред Сыном Своим и Богом нашим.
      Вот тот урок, который преподносит нам сегодня Святая Христова Православная Церковь в канун Страстной седмицы. Всего 6 дней отделяет нас от того момента, когда мы все будем приглашены идти за Христом в Иерусалим, а затем — на Голгофу и быть свидетелями Его крестных страданий и смерти. Но для того, чтобы понять умом и воспринять сердцем значение этой смерти, надо научиться покаянию. С этим призывом и обращается ныне к каждому из нас Святая Церковь. Дай Бог, чтобы все мы успели принести истинное покаяние, изменить свою жизнь к лучшему. Давайте начнем жить по-христиански, положим в основу нашей жизни исполнение заповедей Христовых. И всякий раз, когда перед нами встает вопрос: что сделать, что сказать, как поступить, прежде всего, вспомним о заповедях и подумаем, как бы поступил достойный ученик Христа в этом случае. Будем молиться Матери Божией и преподобной Марии Египетской, чтобы их молитвами Господь сподобил нас достойно вступить в дни Страстной седмицы, чтобы все мы, взойдя на Голгофу за Христом, не были там просто сторонними наблюдателями, или, чего страшнее, с теми, кто кричал Пилату: «распни, распни Его» (Мк. 15;13), а сопереживали вместе с Богородицею и женами-мироносицами и с болью предстояли пред Крестом своего Господа, зная, что за Крестом — радость Воскресения! Дай Бог, чтобы мы смогли уже в земной жизни полноценно воспринять эту радость в свое сердце, и чтобы эта радость о Воскресшем Господе пребывала в нас неотлучно во все дни нашей и земной, и небесной жизни. Аминь.
2001 г.

Схиигумен Авраам (Рейдман)
О самооправдании и укорении себя
 
(Евангелие от Марка, 47 зачало, глава X, стихи 32-45)
 

Сегодня мы совершаем память преподобной Марии Египетской — великой древней подвижницы. Как вы знаете из ее жития, она от юности, можно сказать — с отроческих лет, до зрелого возраста была тяжкой грешницей и утопала в грехе блуда. Но потом она совершила необыкновенный подвиг покаяния и достигла такой чистоты и святости, что в ней стала явно действовать великая сила Божия. Преподобная Мария получила дарования сверхъестественные: ходила по воде, во время молитвы поднималась на воздух, обладала даром пророчества и ведения мыслей человеческих. Православная Церковь предлагает нам в Великий пост этот образец покаяния, чтобы человек, даже утопающий в беззакониях и совершивший самые тяжкие грехи, не отчаивался, но знал, что очищение и спасение зависят только от его личного произволения и ничто не может ему помешать, даже самые страшные препятствия, возникающие на пути человека ко спасению, — собственные его грехи.

В день памяти Марии Египетской читается Евангелие о покаянии грешницы, блудницы, пришедшей к Господу Иисусу Христу, когда Он возлежал в доме фарисея, то есть человека, принадлежавшего к такому течению Ветхозаветной Церкви, последователи которого заботились, главным образом, о праведности. Были среди них и лицемеры. Поэтому слово «фарисей» стало именем нарицательным. «Фарисей» — человек внешне праведный, а внутренне развращенный. Однако были и такие люди, которые действительно выделялись среди прочего народа своей ревностью и щепетильностью в исполнении нравственных требований закона.

Когда Господь наш Иисус Христос находился во время обеда в доме одного из таких праведников, «женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром» (ст. 37). Представьте себе: в дом праведника входит та, про которую весь город знает, что она блудница. Это была женщина, совершенно опозоренная в глазах не только тех, кто считали себя ревностными верующими, но и обыкновенных людей. И эта опозоренная женщина, обесчестившая сама себя порочной жизнью, дерзновенно вошла в дом фарисея, «принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (ст. 37–38). Встала сзади, потому что в древности, во времена Господа Иисуса Христа, за трапезой возлежали вокруг стола на ложах головой к столу. Под левую руку подкладывалась подушка, а правой человек вкушал пищу. Столовых приборов, которые мы употребляем сейчас, тогда не было. Подойдя сзади, женщина, став «у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами». По-славянски сказано более емко: «Начат умывати нозе Его слезами». Слезы ее были столь обильными, что ими она умывала ноги Господа. «И отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». В этом выражалось ее необыкновенное смирение, ибо она вытирала ноги Спасителя не какой-нибудь тканью, или полотенцем, или даже одеждой, а волосами своей головы.

«Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (ст. 39). Фарисей считал, что, может быть, и допустимо побеседовать с женщиной-грешницей, сказать ей слово назидания, для того чтобы она покаялась и спаслась, но Господь позволил прикоснуться к Нему той, которая была осквернена тяжкими плотскими грехами. В глазах этого праведника-фарисея такое попущение казалось невозможным. Да и мы сейчас брезгуем некоторыми людьми, например нечистоплотными, неприятными нам в каком-то отношении или опустившимися, бездомными, и избегаем того, чтобы они к нам прикасались. Мы стараемся, если находимся рядом с ними, например в общественном транспорте, как-то от них отстраниться. Поэтому брезгливость фарисея нам вполне понятна. «Он позволил к Себе прикасаться! Если бы Он был пророком, то не разрешил бы прикасаться к Себе такому человеку. Он знал бы, что она грешница». Однако Господь, как Всеведущий, не только знал грехи этой женщины, но и видел мысли фарисея.

«Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил» (ст. 40–43). Речь здесь, конечно, идет о грехах. Симон думал о себе, что он праведник, что у него нет грехов и перед Богом он чист. Но Господь открыл великую истину, важную для всех людей, а не только для этого искреннего, но заблуждавшегося человека, помышлявшего, что он Богу ничего не должен. Господь открыл, что все мы должники, но только одни должны более, а другие менее. Безгрешных людей нет. Пусть твой долг составляет пятьдесят динариев, но ты должен Богу. И какая разница, мал или велик долг, если ты не можешь его отдать, равно как и тот, кто должен гораздо больше тебя. Потому пусть у тебя и мало грехов, но если Бог тебя не простит, то ты окажешься в том же положении, что и великий в твоих глазах грешник.

«Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал (то есть не дал Мне лобзания. — Игум. А.), а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (ст. 43–47). Место это может показаться немного туманным. Господь сначала спросил у Симона: «Кто больше возлюбит?» — и Симон справедливо ответил: «Тот, которому более простил». А далее Иисус Христос говорит слова, имеющие смысл как будто бы противоположный: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Не потому она много возлюбила, что ей многое простилось, но, наоборот, за многую любовь ей простились многие грехи. «Ты проявил малую любовь, не оказал Мне такого почтения, как эта женщина, и потому мало грехов тебе прощается. И, значит, в тебе мало любви». Прощение же великих и многих грехов свидетельствует о том, что в человеке любви много. Таким образом, тот, кто имеет любовь и приступает к Господу с покаянием, за эту свою великую, пламенную, искреннюю любовь получает прощение грехов, а получив прощение, приобретает еще большую любовь к Богу — чистейшую, святейшую.

«Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (ст. 47–50). И эта порочная женщина, считавшаяся опозоренной в глазах всего города, всем известная развратница, выходит совершенно чистой, святой, с душой светлой и праведной. А праведник Симон, фарисей, который много заботился об угождении Богу в соответствии со своим пониманием, хотя и получил, может быть, некоторое прощение, но неполное — из-за того что не имел такой любви. Подобным образом, конечно, происходит с каждым из нас. И это действительное событие, описанное в Евангелии, — именно действительное событие, а не какая-то притча или образ — стало примером на все времена. То, что происходило во время земной жизни Спасителя, происходит с людьми во все века, после того как один раз это совершилось в истории.

Пусть мы не в состоянии приблизиться к Спасителю и общаться с Ним как с человеком, ибо, по словам апостола Павла, мы уже не знаем Его «телесно» (см. 2 Кор. 5, 16), потому что Своим человеческим естеством Он пребывает одесную Бога и Отца. Но мы имеем возможность приблизиться к Нему духовно. Духовно (то есть душою своею) мы можем вести себя по отношению к Господу или как эта возлюбившая Его много, кающаяся перед Ним блудница, или как Симон-фарисей. Бывает, мы как будто бы заботимся о своей праведности, но с холодностью, без любви и без покаяния, считая, что мы все делаем правильно, что мы своей жизнью уже заслужили приблизиться к Господу. На самом деле мы, хотя и получаем некоторое прощение грехов, но малое, ограниченное. И каждый раз, исповедуясь, каясь, может быть, искренне, однако без должной ревности, мы действительно получаем какое-то облегчение, но потом вновь и вновь возвращаемся к прежним грехам, что свидетельствует о том, что полного очищения от страстей мы не обрели. Преподобная же Мария Египетская, которая с тринадцати лет вела порочный образ жизни, безудержно предавалась разврату и находила в этом смысл жизни, считая, что наслаждение блудом оправдывает жизнь человека на земле, — эта женщина в тридцать лет после бывшего ей чудесного знамения решила перемениться. Она удалилась в пустыню и на протяжении сорока (!) лет несла нечеловеческие подвиги. Трудно себе представить, что человек вообще может такое вытерпеть, тем более женщина. Этой своей многой любовью она действительно приобрела то прощение грехов, о котором сказал Спаситель: «Кто много возлюбил, тому прощается много». И преподобная Мария не удовольствовалась (как бывает со всеми нами) тем, что получила отпущение грехов после исповеди, и тем, что ее греховные дела перестали вменяться ей в вину. Вслед за этим покаянием в храме и причащением она удалилась в пустыню и стала заботиться уже не о том лишь, чтобы ей простились ее дела, но чтобы избавилась от действия страстей, живущих в каждом грешнике, и сама ее душа, ее внутренний человек. Ибо одно дело — поступки, а другое дело — привычка к греховным поступкам, которая вырабатывается у человека на протяжении его нерадивой, греховной жизни.

То, что сделала в один миг, получив за несколько минут полное очищение, эта неизвестная нам по имени кающаяся блудница, описанная в Евангелии, преподобная Мария совершала в течение многих лет. Своим примером она показала всем нам, что, каким бы падшим человек ни был, ничто не препятствует ему очиститься. Представьте себе: Мария Египетская с тринадцати лет предавалась необузданному разврату. Конечно же, для нее это стало чем-то естественным. Но она показала, что совершенно ничто не мешает человеку очиститься. Мы часто оправдываем себя, говоря: «Вот, например, преподобный Сергий Радонежский — это был избранник Божий, а мы обыкновенные люди». Так же мы можем сказать о преподобном Серафиме Саровском или любом другом угоднике Божием. Хочется нам так отозваться и о Марии Египетской. Но если мы имеем сколько-нибудь здравого смысла, то должны увидеть в ее жизни совершенно иное. Какая же это избранница Божия, если она с тринадцати лет предавалась такому страшному, безудержному блуду? Неужели мы сейчас, встретив подобную девицу или женщину, назвали бы ее избранницей Божией? Если мы люди порядочные, то, пожалуй, избегали бы и общения с ней, как и фарисей Симон. И вот это совершенно развращенное существо вдруг меняется. Мы же начинаем оправдывать себя и заявляем: «Она была избранницей Божией» — уже, как говорится, задним числом. Но так ли на нее смотрели ее современники — те люди, которые с ней общались? Когда преподобная Мария, желая попасть из Александрии в Иерусалим на поклонение Кресту Господню, спросила у одного христианина, как это сделать, он сказал ей, что нужно сесть на корабль, и полюбопытствовал, есть ли у нее деньги, чтобы оплатить путешествие. Она ответила: «А зачем мне деньги? Я буду расплачиваться своим телом». После этих слов он в ужасе от нее отпрянул. Вот как воспринимали Марию люди, с ней общавшиеся, они отнюдь не видели в ней избранницу Божию. Потому не будем себя оправдывать ничем: ни своим дурным воспитанием, ни тем, что раньше, как мы часто говорим, церквей не было, в храм ходить было нельзя, ничему нас такому не учили. Не станем себя извинять ни нашим окружением, ни неблагоприятными обстоятельствами, ни тем, что нам приходится находиться среди людей неверующих. Не будем себя оправдывать и своими грехами — тем, что мы уже так нагрешили, что теперь не способны встать из этой грязи, потому что в нашей душе произошли уже, так сказать, необратимые изменения. Все это — самооправдание.

Можно сказать, что самооправдание сводится к следующему: человек утверждает, что он не живет по-евангельски, не кается по каким-то внешним причинам. И к этим внешним причинам можно отнести не только обстоятельства, но и воспитание, и даже греховную жизнь или слабое здоровье. Самоукорение же состоит в том, что человек всегда видит свою вину: один лишь он виноват, а не кто-то другой в том, что он живет не по-евангельски, не приносит такого покаяния, какое приносили угодники Божии. Вот как нужно на себя смотреть! Должно избегать самооправдания и стремиться к самоукорению — не к тому, чтобы называть себя разными унизительными именами, а к тому, чтобы видеть свою и только свою вину в нашем отнюдь не евангельском жительстве.

Преподобная Мария Египетская является для нас вечным, прекрасным, светлым примером того, что из самого падшего состояния можно взойти на вершину добродетели. Пусть мы и не достигнем этой вершины, но, по крайней мере, избавимся от уныния, отчаяния, нерадения и лукавства, которые мешают нам стать добрыми христианами — пусть не великими подвижниками, но людьми, поистине стремящимися всеми силами своей души к тому, чтобы Евангелие было не книгой для чтения, а руководством к жизни.

28 марта 1999 года

 

                

 

 

 

  

 

 

Дата создания:  09.05.2007 06:45:00

← Назад к списку

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100