Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2017
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Неделя свт. Григория Паламы
Митрополит Сурожский Антоний
Протоиерей Василий Ермаков

Проповедь Митрополита Сурожского Антония

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы  празднуем  сегодня  день  святого  Григория Паламы. Его богословие своими  корнями  уходит  в опыт всех православных подвижников и святых прежних  веков.  Сердцевина его учения такая для нас важная, такая для нас  значительная: это свидетельство об опыте всей Православной Церкви о  том, что Бог не замкнут в Себе Самом, не пленник Своей Божественной природы,  что будучи любовью, т.е. торжеством и полнотой жизни, Он и в Себе живет и, как бы переливаясь через край собственного Своего бытия, достигает  и нас, приобщая нас и в таинствах, и через молитву, и через непосредственное, непостижимое Свое действие Себе Самому, тому, что мы называем  животворящей благодатью. Мы живы этой благодатью, но живы мы не  земной  и  естественной жизнью: благодатью мы делаемся уже людьми, принадлежащими  будущему  веку.  Святой  Григорий  нас  учит тому, что благодать  нам  дается не за подвиг, но дается в ответ на человеческий крик,  на  человеческую мольбу, на человеческую тоску по Боге, Который открывает  наши  души  глубоко  и  делает их богоприемными, способными принять Бога как желанного гостя, как царя, как жизнь.

Такая  открытость  души  не достигается, однако, одной тоской по Боге.
Христос  говорит:  «Блаженны  чистые  сердцем,  - они узрят Бога». Эта чистота сердечная достигается подвигом. И хоть не за подвиг нам дается благодать,  но  без труда и подвига мы неспособны ее принять. Бог Духа Своего дает без меры, но мы принимаем Его в меру нашей открытости Ему. Мы  должны  бороться  строго,  трезво,  без пощады к себе против всего того,  что затемняет ум, что омрачает сердце, что искривляет волю, что дает  власть  над  нами  чему  бы то ни было, кроме Самого Бога. И это требует  раньше всего решимости, - решимости свою жизнь сделать такой, чтобы  она  могла  вместить сначала послушливость Богу, затем какую-то Ему  приобщенность  в  мысли,  в  сердце, и затем - чудо Боговселения, когда Бог соединяется с нами так, как огонь пронизывает собой железо.

Но  огонь  не  вдруг  охватывает  дерево и не вдруг проходит до самого сердца  железа,  это  делается  постепенно.  И мы должны содействовать отдачей  себя  Богу  все  больше  и  больше  этому покорению нас самих Божественной  благодатью и Божественным присутствием. В одном из своих сочинений  святой  Григорий  говорит  о  том,  что  мы  призваны стать совершенно  прозрачными,  как  хрусталь,  через  который  может литься свободно   Божественный   нетварный   свет.  И  увы  (говорит  он)  мы непрозрачны,  мы  потемнены,  есть  в  нас густота, непроницаемость. И поэтому  благодатный  свет,  Божественный огонь касается нас только на поверхности  нашей, - обжигает порой, а порой обогревает. Своим светом Бог делает очевидными изъяны, недостатки, порчу, но вместе с тем, этим же  светом  являет  и блестки золота, и серебра, и самоцветных камней, которые эта почва нашей личности, и души и тела, в себе содержит.

И  вот  подвиг  всей  жизни  в  том,  чтобы  стать  прозрачным,  таким прозрачным,  чтобы свет Божий лился через нас, пронизывал нас до самой сердцевины  -  насквозь,  и изливался на все твари Божии. Вот научимся его  призыву  к  подвигу,  поймем,  в  чем  заключается  задача  нашей жизненной  борьбы:  стать  такими  чистыми  сердцем и умом, чтобы, как через хрусталь, лился свет, пронизывал теплом. Вдохновимся и тем тоже, что  Бог нас зовет к такому глубокому, глубинному общению с Собой, что мы  призваны,  через  приобщенность благодати, стать участниками самой Божественной природы (2 Пет 1:4). Разве не стоит для этого жить? Разве это не призвание, стоящее того, чтобы отложить всякое земное попечение ради  того,  чтобы  земля  стала  небом  и мы стали гражданами вечного Царства?  Не  рабами,  не  слугами,  а  детьми  Живого  Бога, братьями Христовыми, детьми Отца Небесного. Аминь.

Протоиерей Василий Ермаков
В НЕДЕЛЮ 2-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Человек заболел, люди смотрят, как и в наше время, и начинают размышлять: отчего, по какому случаю он занемог. Предлагают самые разные советы, разные делают предположения: он простудился, холодной воды напился или так сказать, что-то еще совершил. Но самое главное, что на сегодня никто нам не скажет о том, что причиной наших болячек физических является грех. Потому что так люди забили свою головку, что все их злодеяния, все, что они совершают грязного, нехорошего, они считают нормой поведения. Значит, так должно, значит, так оно и будет. Об этом нам сегодня напоминает в дни Поста Великого Святая Церковь, которая нас очень любит, заботится и о нашем духовном состоянии и о телесном здравии. Она приводит пример, как жил в Капернауме расслабленный, и когда его близкие услышали о Христе, Который исцеляет нас, помогает нам, но только надо к Нему обратиться, а не пройти мимо. И вот его друзья, наверное, они его очень любили, взяли его и через крышу опустили к ногам Спасителя (на Востоке такие крыши, земляные, они проделали в ней дырку, пришлось так сделать, иначе было не пробиться к Господу, такая толпа народа). И что нам говорит Евангелие в наше назидание: «Видя веру их», – даже не его, он, наверное, и говорить-то не мог, так уж было больно, так вот, видя веру их, Господь сказал ему: «Чадо, прощаются тебе грехи, и возьми свой одр (какая-то там в то время была циновка, я не знаю) и иди». Он взял и поднялся. Какое прекрасное вразумление, предостережение говорит Евангелие нашему поколению, нам, сегодня живущим людям.

Смотрите, люди живущие, не грешите! Страдания, болячки вас посещают. Смотрите, с каждым днем все новые и новые идут болячки, над которыми бьется, тратит миллиарды средств человечество, люди науки вроде бы готовы помочь человеку, но какие придумать препараты, какие таблетки, откуда вытягивать эту силу для человека? А причина болезней, которую они, люди науки, нам не говорят – грех. Образумься, оглянись, посмотри и пойми – причина болячек – твой личный грех. Возьмите наркоманов – кто виноват в этом, ведь он сам лезет; возьмите гуляющих, ведущих «свободный» образ жизни – сами виноваты, когда потом последствия начинают расхлебывать. Получают те страшные болезни тела, нашего нутра и головки. Ты сам лезешь туда, ты сам ищешь болячек, которые к тебе не придут, если ты живешь ровной, тихой, чистой, спокойной жизнью. Если ты бережешь себя и в мыслях, и особенно в делах, не совершая преступления греховные, то в жизни твоей действует благодать. Сейчас пост, значит надо отдохнуть организму, а ты рвешься куда не надо и делаешь то, что нельзя и не надо делать – так вот получи. Не надо ходить на дискотеку, не надо увлекаться грязными фильмами, всем тем, что так и прет на совесть и на сознание русского человека. И он вот этой грязью питается, впитывает ее в себя, нутро зашумело, и – пожалуйста, получил болячку. И не хотят и не желают понять и задуматься – зачем полез, чего тебе там надо было делать-то. Ну, мы об этом предупреждаем и говорим: не надо, не для чего, незачем, не читай «порнуху», не смотри «порнуху», не ругайся матом. Как сейчас ходят вот эти наши 13-14-тилетние внуки, дети. Зачем? Получать по полной программе. Они не доживут-то и до 20-ти с небольшим лет, потому что нарушают закон земной жизни – наше нравственное бытие, ведь в жизни ничего даром не проходит: ни мысли, ни слова, ни желания, ни стремления, ни действия – за все надо платить. Вы сами понимаете и знаете, как было в древности, так и теперь.
Я был в больнице, и никто не желает разобраться, ходящие на трех ногах, а то и в коляске едущие, – почему болячки? Скажешь: обратись к Богу. Какой там Бог? Не надо им этого, не говоря уже о причащении, хотя вот, у тебя рядом исцеление-то. Рядом-то, только головку поверни, приглядись, послушай доброго, мудрого совета. Именно мы – те ближние, которые желают исцеления, желают дать помощи страдающему брату и сестре. Мы желаем, а на нас плюют, считая, что мы люди второсортные, что мы не знаем жизни, что мы ничего не понимаем. Если мы ходим в церковь молиться, так говорится, что это людям делать нечего, головка у них не работает, что мы такие неученые, такие пустоголовые. Ведь если копнуть каждого из нас, так сказать по-братски, по-человечески спросить: а что привело нас в церковь, что каждый из нас нашел в молитве, в вере, в Боге, что он получает, случай нас привел или есть живая, внутренняя потребность прийти к Богу? Попросить у Бога помощи и исцеления от наших телесных недугов, от наших грехов, которые вольно и невольно мы совершаем в своей слабой жизни и особенно тогда, когда еще не знали Бога, когда вы жили законом вседозволенности – все мое, и я хочу жить, как живут вокруг знакомые – жизнью, полной грехов. А конец – вы сами видите. Богатые рано умирают, их отстреливают. Ведущие веселый и грязный образ жизни, они рано «дохнут как мухи», и никакие «сверхлекарства», «сверхзаграничные поездки», то, что нам запад преподносит: вот это – настоящая таблетка, от всего исцелит, – так ничего такое не поможет, еще больше, еще сильнее мы получаем болячки нашего тела. А душа-то что получает?

Вы спросите, кто откликается на наш призыв пойти в Церковь, омыть душу покаянием, подумать о своей греховной жизни? Да нам еще и завидуют. Ах, вот вы как живете?! Вы не болеете?! У вас все есть?! Почему такие вы веселые?! Почему вы такие радостные?! А я не такой. Ведь у вас ничего нет. У меня вот все есть, а я гнию. Я думаю, что вы такое слышали, каждый из нас. Вот повстречаешь на дороге жизни такого расслабленного, ожесточенного на своей болячке человека. Он и начинает не в себе искать причину болячек, страданий, а в окружающих и в обстоятельствах. Виноваты люди, виновато общество, виновато время, виновна власть, и все, а грех? А грех – он должен лежать у ног человека, над ним надо господствовать, надо его давить, чтобы он не проявлялся ни в мыслях, ни в желаниях, ни действиях особенно. Вот вам пример маленький. Наступил сезон футбольный. Вы видите иногда краем глаза-то, какие там фанаты – все летит вверх дном, и даже убивают. А вот не ходи туда, не смотри туда, по шее не получишь, и труп твой не принесут к двери матери. Зачем пошел? Потому что хочу жить, как все. А ведь надо понять, куда ты идешь? Время страшное, время очень злое, время жестокое. А дискотеки? Не ходите туда, и детей своих не пускайте. Ведь подъезжает машина, под белые ручки возьмут, и спрашивайте потом, а где искать-то дочку или внучку? А зачем пошла? Чего там хорошего? Прокуренный сигаретами зал, вихляния, матерщина, все это отражается в неокрепшей душе. А ведь сами лезем. И вот оно и получается все это. А ведь можно было не пойти, и был бы жив, здоров. Можно не грешить, не чернить свою душу. Ни куревом, ни матерщиной, никакой грязью.
Вот так Евангелие – основа нашей жизни, указывает, разъясняет человечеству из поколения в поколения 2000 лет, как надо быть живым и здоровым. Ни гимнастика, ни разные там тренинги, – ничего не поможет. А ты иди – помолись, остепенись, подумай о хорошем, не твори зла. Вот так надо жить, мои дорогие, быть здоровыми по телу, здоровыми по голове, здоровыми по делам, здоровыми по словам. Не надо «пушить» направо и налево и не надо заниматься самоуслаждением своего тела, своего желания, своего стремления. А Бог все видит и все нам напомнит, что мы нарушаем. Посмотрите, спросите ваших приятелей, приятельниц, чего они такие несчастные, отчего все плохо вокруг. Да от самого человека. Помолчи, прости, не говори, помолись внутренне, и у тебя ничего не случится. А когда пойдет жизнь разухабистая, когда все дозволено, уже тебя никто не принесет, а привезет «скорая помощь», бросит где-то в коридоре на полу, на раскладушке, и валяйся и жди, пока к тебе подойдут. А кто виноват? Ты. Зачем полез? Что тебе было надо в этой жизни, зачем поступал, нарушая закон и духовный, и физический? Вот поэтому в это хорошее, спасительное время поста, время покаяния, Церковь нам напоминает о причинах наших неурядиц в жизни – грехах.

Так бойтесь греха. Отойдите от греха. Вы люди взрослые, понимайте, что есть грех. Своих детей и внуков хоть отдернете, молодежь, рвущуюся прочь от Бога, от Храма, от молитвы. Не давайте им разухабисто вести свою жизнь. Пожалейте их, ведь вы же сами оплакиваете их болячки, их несчастную жизнь, их пропажу, когда их увозят куда-то. Их нигде не найдешь. И вы сами виноваты, потому что допустили их такое поведение. Так надо бояться греха, отходить от этого зла и молиться, чтобы Господь вразумил людей, совершающих грех. Кто грешит в этой жизни, пусть опомнится, одумается и придет к Богу – ценой своих собственных страданий. Аминь.

С праздником поздравляю вас! И никто из вас не может сказать, что мы не знали, что нас не учили, что мы не понимаем. Учу и говорю, по личному опыту.
23 марта 2003 года

 

 


Дата создания:  08.05.2007 11:18:00

← Назад к списку

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100