Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2017
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Прощёное воскресение

Протоиерей Василий Ермаков
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий

Протоиерей Василий Ермаков
 

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святая, чадолюбивая наша Церковь знает все наши человеческие нужды, стра­дания и болезни. И она не оставляет нас без великой, Божественной, небесной по­мощи. Когда ты почувствуешь всю не­мощь своего небесного бытия, всю тя­жесть болезней, — обратись к Богу.

 

Церковь дает нам Богослужение, дает постигнуть благодатные таинства, зовет на молитву, чтобы мы здесь, в Храме Божием, в одном порыве веры возносили Богу наши молитвы о всех наших радо­стях, о всех страданиях. И вместе с тем, церковь дает нам пять недель в году ве­ликого подвига — подвига Поста Велико­го, чтобы каждый сын, каждая дочь пра­вославной веры вошел в это спасительное время Благодати Божией, когда он мог бы легко и свободно заглянуть в тайну своей жизни, в тайну своей души, — что же не­хорошего, греховного таится в этом тай­нике личной нашей человеческой жизни.

 

Что же таится? Про себя это знает каж­дый из нас. А именно, тот грех, те позывы ко греху, и те злодеяния, и преступления, ожесточения или гордость, надменность, что так часто проявляется в поведении и действиях людей. Но совершая этот грех, человек забывает о том воздаянии, кото­рое он получит здесь, на земле. Это — вразумление Божие, чтобы затем, когда придет твой час, — чистым страдальче­ским бытием и крестом жизни, — ты во­шел в лоно Отца Небесного.

 

Церковь зовет нас сегодня словами евангелиста Матфея, словами Господа на­шего Иисуса Христа: «Если вы отпущаете человекам согрешения их, то и Бог вам отпустит ваши согрешения». Вот то до­ступное, земное действие каждого, — про­стить! Не творить зло, не унижать, не обидеть, — а простить. На словах-то это легко, а на деле?

 

Но подумаем, что же происходит сегод­ня в России? Откуда зло? Откуда это ожесточение людей друг к другу? Это за­мечается в нашей повседневной жизни: в магазинах, на городском транспорте, на улице... Люди оттого ожесточились, что забыли Бога! Оттого, что не ходят в Храм Божий! И рассуждают: никому не прощу даже самой малой вины. Не хочу, не буду! Мы видим это ожесточение к ближнему, даже родных друг к другу. Мы помним события прошлого года, — октябрьские дни в Москве. Брат шел на брата, дети на отцов, мы видели, как люди таскали бу­лыжники, чтобы кинуть их в брата или сестру, кто стоял у Белого дома. Зачем? Неужели пролито мало крови в России? Разве в семнадцатом году не шел брат на брата? И годы, годы не полыхала граж­данская война, терзая безбожно нашу страну!

 

И вот, это безбожье, это то, что мы впи­тали, как возмездие за прошлое, осело в довоенных и послевоенных поколениях, а через них реально воплотилось в их де­тях. Вглядитесь в наше страшное время!

 

Вечером уже страшно пройти по городу, страшно прилично одеться, что-то кому-то сказать, — тебя могут толкнуть, уда­рить, убить.

 

Откуда это зло? Оно передалось моло­дежи через гены зла и ожесточения! Она считает, что все дозволено: как хочу, так и ворочу... Все могу совершить. И совер­шают.

 

А теперь, простите, малый пример: я еду на службу мимо тюрьмы «Кресты» и каждый день там стоят сотни людей — передачи несут там сидящим. У Невы сто­ят молодые девчата, руками машут. Что? Кому? Они знали что, совершили — зло­действо, убийство — и они знали, куда посылали своих приятелей. Что ж теперь махать ручкой? Что говорить этим без­молвным стенам? А где была совесть пре­ступников? Человек трудится, а я хочу жить за твой счет, отобрать заработанное тобой и потому убиваю тебя, мне безраз­лично твое страдание.

 

Вот и получи наказание! Оно было, есть и останется. Каждый, кто поднял ру­ку на человека, будет наказан жизнью.

 

Нам трудно сегодня, но мы верим, что Бог защитит нас. Но больно видеть, почему же человек, перед тем, как совершить зло: нанести удар ножом ближнему своему, или послать в него пулю, — не задумается о наказании и в этой жизни, и в той, не­земной? То и дело слышишь, или про­чтешь в газете: кого-то убили; кого-то взяли в заложники, но те, кто взял, те са­ми стали заложниками своего греха на этой земле. Для чего? Во имя чего?! По­тому что все дозволено. Пророк Достоев­ский прав: если Бога нет — все дозволено. В своем произведении «Бесы» он пред­сказывал все: и то, к чему приведет рево­люция в России, и то, чего это будет сто­ить народу. Он вывел всех этих револю­ционеров — бомбометалыциков и убийц в образах Верховенского и Шигалева. Свои преступные замыслы они прикрывали «заботой о народе», о «справедливо­сти», — но эти «святые» слова исходили из уст бесов, которые ни о народе, ни о справедливости и не мыслили! А замыш­ляли захватить власть и дать волю своим страстям убийства и насилия...

 

Это — в книге. И вот, почти через месяц после смерти Достоевского, 1 марта 1881 ода уже не в книге, а в жизни бомбометальщики совершили преступное убийство царя-освободителя Александра II. Это было уже восьмое покушение на него, на )тот раз удавшееся. Они спешили, они бо­ялись, что император произведет новые реформы и им уже не на что будет ссылать­ся в своей лживой пропаганде. Вот тайные мысли их! Последыши Верховенских и Шигалевых в 17 году захватили власть и тем вовлекли русский народ, давший себя увлечь большевистской демагогией, в страшную катастрофу, и тотчас приступи­ли к уничтожению целых сословий обще­ства!.. «Для счастья человечества» — Верховенские и Шигалевы хотели уничто­жить десятки миллионов людей; их после­дыши превзошли их десятикратно! И не­вольно вспоминаешь вопрос убитого уже в наше время поэта, обращенный к России: «Как ты могла себя отдать на растерза­ние вандалам?!»

 

И этот вандализм в большей или мень­шей степени продолжался все эти десятилетия, начиная с семнадцатого года. В иных формах продолжается он и ныне. Сегодня нет ни ЧК, ни НКВД, но народ по-прежнему находится во власти терро­ра, на этот раз бандитов-уголовников. И поскольку никаких серьезных мер не принимается, невольно думаешь: может это кому-то надо, кому-то выгодно?..

 

Несправедливости жизни видны нам, но мы не знаем, какие мучения посыла­ются свыше грешному. Мы вынесли Пра­вославие. Нам было страшно в гонениях, но Бог не оставил нас. Самое удивитель­ное в том, что люди греха не сознают, что они, как и все мы, — временные гости на этой земле, а впереди —жизнь вечная, и Страшный Суд, которого никто не избег­нет. Вот почему церковь зовет нас к сдер­жанности и к тому, чтобы не носить даже в мыслях своих ожесточение. Ведь начи­нается с мысли: подумал, собрал банду, — пошел грабить и убивать, хотя сама логи­ка жизни учит — не совершай. Всепроще­ние — слово емкое, но надо верно понять его. Когда мы говорим о Прощеном Вос­кресении, что в этот день надо прощать друг друга, мы имеем в виду мелкие грехи, в поступках и мыслях: прости, что я дурно подумал о тебе, прости, что обманул... И милость Господня простит нас. Прощайте близким своим! И надо, чтобы в прощении они почувствовали действи­тельный порыв нашего сердца христианского отца, матери, наших близких... Это и есть чувство веры, чувство смирения, признание того, что я не имею чувства зла в сердце своем.

 

Это трудно. Люди без веры смеются над нами. Но именно смирение побеждает зло. Не кулак, не сила, а смирение. И в этом подвиг народа русского. Смиришься, и в сердце твое снизойдет Благодать Божия. Любовью покрываются грехи наши. Устами Спасителя учит Церковь: прости! И Господь простит согрешения наши.

 

Что еще сегодня говорит нам слово Божие в это Прощеное Воскресение? Оно вещает — где будет сердце ваше — там бу­дет и сокровище ваше. Если в сердце ва­шем собираются все мысли, все стремле­ния, все желания добра — там будет и со­кровище добродетели. В добром сердце —добрые сокровища; из доброго сердца ис­ходят добрые слова утешения, радости, назидания, помощи. А из злого... но об этом уже сказано выше.

 

Да, жизнь ставит перед нами трудные вопросы, в их числе и когда прощать, а когда — не прощать. Всех случаев не пе­речислишь, но руководство к этому есть.

 

«Живи в мире с врагами, но с врагами Божьими», — поучает нас великий Свя­той Иоанн Златоуст. Вот и ключ к ответу на вопрос, — кого прощать. В четырнад­цатом веке Преподобный Сергий Радо­нежский не рассуждал о «непротивлении злу насилием» — это «обвинение» часто бросают церкви — но смело и непреклон­но Благословил князя Дмитрия Донского идти на врага Руси. И даже, вопреки традиции, послал в войско Дмитриеве своих монахов иноков-воителей Пересвета и Ослябю! Вот вам и позиция церкви!..

 

Вспомним здесь, как патриарх Гермоген измученный в польском застенке, сво­им мощным архипастырским призывом объеденил стремление русских людей, — соединиться и освободить великую Русскую Землю от иноземного ига! Русские Святители, Святые Отцы, все православ­ное священство всегда поднимало народ на борьбу с врагами России и Бога.

 

Прояснился вопрос: кого прощать, а ко­го и нет?

 

И накануне Великого Поста церковь зовет нас, чтобы мы помирились и с ра­достью вошли в этот Подвиг, чтобы перед нами сияла горящая звезда Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и не было б уныния, ропота на Бога, отчаяния.

 

Но, увы, не до каждого человека дохо­дит этот любвеобильный святой призыв Матери церкви и потому снова и снова мы будем звать унывающих, колеблю­щихся, слабых. Идите без рассуждении, идите к Богу, чтобы получить великую силу Благодати в причащении тела и кро­ви Христа Спасителя, чтобы Господь по­мог нам достойно и праведно совершить подвиг Поста великого.

 

Это и напоминание о том далеком вре­мени, когда наши праотцы согрешили в раю, нарушив единственную заповедь о послушании Богу, — не вкушай! Но дьявол сказал им: вкуси и будете, как Боги. Вот мы и страдаем за то, что не послуша­ли слово Божие. Они однажды нарушили, а мы многотысячно, многомиллионно страдаем за грехи прародительские... Но у нас есть та радость, которой не имела вет­хозаветная церковь: с нами Спаситель ми­ра, у нас есть Храм Божий, у нас есть це­лительная молитва, у нас есть таинство Божие, у нас есть все! И церковь зовет, — придите ко мне все страждущие, обреме­ненные, и я успокою вас. И надо, чтобы в сердце нашем не было зла на мир окру­жающий и особенно на наших близких, родных. Хотя порой именно родные, близкие приносят нам зло, страдания, но мы люди опытные, старшие должны сво­им примером показать, как надо испол­нять заповедь Божию о всепрощении, и пусть Господь наш Иисус Христос про­стит нас в подвиге Поста, поддержит нас, и мы, как верные дети православия, про­стим от всего сердца. Кто нас обидел сло­вом, делом, помышлением.

 

Аминь.

Наша духовная весна

Проповедь архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на прощеное воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе отцы, братья, сестры. Приблизился Великий Пост. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская всегда преследуют человека со времен искушения Христа в пустыне.

Божией милостью мы вступаем в пост для того, чтобы осмыслить свое бытие на земле, заглянуть в глубины сердца, уврачевать свои духовные раны, чтобы с радостью встретить Светлое Воскресение Христово.

Церковь, как чадолюбивая мать, готовит своих детей к восхождению в этот спасительный период жизни, чтобы человек очистился от греховной скверны, осознал свои немощи и недостатки и вознес молитвы Богу, чтобы он покаялся и возвратился, как блудный сын, в Отчий дом. Грехи, которые постоянно преследуют человека изначала, после падения первых людей, врачуются в таинстве покаяния.

Христос пришел в мир, воспринял человеческую плоть, взошел на Крест, совершил тайну искупительного подвига. Во время поста Он дает каждому возможность открыть в себе образ Божий, пережить радость богообщения. Через страдания, через богоуподобление человек возвышается, через отвержение себя он очищается, через покаяние он врачует свои немощи и недуги. Не случайно в Церкви в дни поста каждый особенно зрит грани добра и зла. Внешнему плотяному человеку, обуреваемому житейскими заботами, трудно различить эти моменты. Потому-то диавол, как рыкающий лев, постоянно искушает его, пытаясь соблазнить похотью плоти, похотью очей и гордостью. В мире мало что изменилось с момента явления Христа. Как сатана искушал Христа, так же он искушает и нас.

Периодически человечество возвышается, обращается к Богу, осознает свои немощи, но потом вдруг под тяжестью грехов вновь ищет более человеческой славы, нежели славы Божией. Это происходит потому, что человек теряет веру, веру в Творца и Создателя, подвергая себя опять этим искушениям.

С каждым мгновением поста мы осознаем, что время, которое нам отведено, необходимо использовать для очищения и приготовления встречи с Творцом и Создателем. Но вместе с тем мы, прожив этот спасительный период, вновь ввергаем себя в различные житейские испытания. Иго Христово, о котором говорит Христос в Евангелии, действительно благо. Казалось, внешне человек подвержен тяготам, но в том-то и парадокс христианской, православной жизни, что за внешним неказистым проявлением подчас кроется глубина и прозрачность, где текут чистые воды, омывающие наши скверны.

Христианство изначала основано на подвижнической жизни. Человек должен заставить себя, вступить в этот период, достойно, праведно пройти подвиг Великого поста и пережить в этот момент радость богообщения. К сожалению, мы чаще склоняемся к свободе не от греха, а от своей совести. Мы постоянно заглушаем ее, этот нравственный закон, данный каждому из нас. Мы чувствуем и горечь утраты, и неуютные состояния души, и поражения, и внутреннее смятение, все это переживает человек, когда совесть его повергается в испытания. В этот момент Церковь и протягивает нам руку. Не случайно установлены посты, особенно Великий. Он именуется весной духовной, внутренним духовным оздоровлением.

Наши чувства, желания, устремления всегда постоянны, потому что эти чувства принадлежат Вечности, хотя человек по истечении времени теряет физическую активность. Жажда этой вечности живет в людях, но порой в силу своего греховного состояния они страшатся неизвестности.

Пост, по словам святых отцов, не значит невкушение пищи, напротив - вкушение, но другой, Божественной пищи, Тайны Христовой, Его Тела и Крови, соединение с Самим Творцом и Создателем. Здесь реально перед внутренним взором каждого открывается духовная картина борьбы человека с силами зла. Не случайно древние говорили, что поле борьбы - это сердце человеческое. Здесь диавол борется с Богом. В период поста, когда утончается наша плоть, возникает множество проблем, которых доселе мы не замечали. Плотяной человек, который жил по категориям греха как нормы, вдруг особенно ощущает внутренние противостояния, страшные борения, он хочет освободиться от этого и совершает грех, а грех - это уже ропот на Бога, это восстание на Творца и Создателя. "Почему?", "Зачем?" - так было у первых людей. Этот соблазн также присутствует у каждого, и здесь человеку необходимо выстоять, утвердиться в молитве и прежде всего в любви, не в физической, а в Божественной. Поверьте, именно этот период должен особо вас подготовить к великому осознанию, что Бог по имени и по существу - есть Любовь.

Из сердца человеческого, по свидетельству апостола Павла, исходят различные греховные устремления и прелюбодеяния, греховные наклонности и те чувства, посредством которых мы входим в мир. Мы должны уврачевать эти чувства, сделать наше сердце чистым. Мы просим за Божественной литургией: "Господи! Сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей", чтобы дух был свободен внутри тебя, а сердце уврачевано, чтобы полнота и согласие пребывали в этом человеке, и он испытывал чистоту: только чистые Бога узрят.

Подобное познается подобным, извечно говорили святые отцы. Нужно войти в это состояние Божественного перерождения, чтобы четко определять границы добра и зла, света и тьмы, чтобы путь человека был увенчан, определен такими христианскими добродетелями, как смирение, любовь, милосердие, сострадание. Апостол говорит, что легко страдать со страдающим, гораздо труднее радоваться с радующимся. Чувство зависти и недовольства присутствуют в человеке. Но надо помнить, что существует и небесная иерархия, что по слову Божию и звезды, и луна разнствуют во всей своей славе. Это осознание разнообразия дано каждому. Мы знаем, что в многообразии и заключается премудрость Божия. Человек сохраняет свою индивидуальность и неповторимость. Его индивидуальность свидетельствует о Божественной премудрости.

Поэтому в период поста человек должен как воин Христов проявить себя во всей полноте, осознать и помочь ближнему, даже если тот раздражен. Объяснить это можно тем, что идет невидимая брань, о которой много говорили святые отцы и та духовная литература, которая была от нас сокрыта, но сейчас востребована. Необходимо объяснить человеку, что он, вступая в пост, подвергает себя различным испытаниям, что силы зла будут восставать на него. В этом борении можно одержать победу силою Божией. И пост, и молитвенный подвиг тогда станут благоприятны, когда человек будет растворять это своей любовью. Это порой трудно, но именно через преодоление своих немощей Господь посылает Божественную благодать, о которой мы упоминаем. "Немощных врачующая и оскудевающих восполняющая". Она восполнит недостающее и уврачует наши физические и духовные недуги.

Божией милостью Господь сподобил нас вновь войти в этом году в период духовной весны, осознания себя как богоподобного существа. Чтобы это время было для нас благословенным, благоприятным и радостным, необходимо чувство сознания своих грехов, чувство недостоинства, а вместе с этим и чувство покаяния, которое поможет уврачевать нашу духовную сущность.

Призываю на вас Божие благословение, чтобы вы в этом подвиге внимательно отнеслись к себе, к движениям своего сердца, к внешним выражениям поведения, чтобы мы сохранили внутреннее благочестие и молитвенное состояние. Тогда действительно этот подвиг и весь наш путь духовного поста будет Богом благословенным и нам благоприятным и спасительным. Аминь.

 

 

 

 

 

 

Дата создания:  07.05.2007 10:20:00

← Назад к списку

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100