Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2024
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



09.04.2009
Хроника визита Патриарха Кирилла в Санкт-Петербург и Вырицу

Со 2 по 5 апреля 2009 года походил визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургскую епархию. Это первый визит Святейшего Патриарха Кирилла в родной город после интронизации. Три месяца назад, 2 января 2009 года, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на Карповке в Санкт-Петербурге торжества по случаю 100-летия преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, отметил, что нынешний визит в Санкт-Петербургскую епархию является важным событием в его жизни: «Это мой родной город, ведь здесь я родился, здесь прошли годы моей юности, здесь состоялось мое становление как церковного деятеля. Я всегда говорил, что самые счастливые годы моей жизни связаны с Санкт-Петербургом, и сегодня, вступая на эту совершенно особую для меня землю, я о многом вспоминаю, за многое благодарю Господа и надеюсь, что встреча с родным городом даст мне новые силы для моего служения».

Отвечая на вопрос о значении города на Неве для духовного развития страны, Святейший Владыка сказал: «Петербург действительно является северной столицей не только для Российской Федерации, но и для всего Русского Православия. В Петербурге находятся многие святыни, замечательные храмы, с ним связана история Русской Православной Церкви. Вот почему, как мне кажется, значение этого города как центра духовной жизни нашей страны очень велико».

Святейший Владыка также поведал о том, что с Ленинградской областью связана часть его жизни. На этой земле, в Красном селе, был настоятелем родитель Святейшего Патриарха Кирилла. «Я исходил и изъездил Ленинградскую область вдоль и поперек и хорошо ее знаю. Вот почему я радуюсь тем достижениям, которых она сегодня добилась», – отметил Его Святейшество, добавив, что 3 апреля 2009 года посетит Вырицу – место подвигов и упокоения преподобного Серафима Вырицкого.  «Этот святой был очень близок нашей семье, его хорошо знали мои родители, и он сыграл очень большую роль в нашей жизни. Вот почему именно 3 апреля, когда совершается его память, я с радостью направляю туда свои стопы, тем более, что именно в этот день 40 лет тому назад я был пострижен в монашество», – заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.

В первый день визита Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву у мощей святого праведного Иоанна Кронштадтского в Иоанновском монастыре на Карповке.

 

Обращаясь к насельницам, Патриарх Кирилл сказал: «Богу было угодно, чтобы сегодня я вновь вошел в эту обитель уже как Патриарх в свой ставропигиальный монастырь. Верю, что и молитва батюшки Иоанна Кронштадтского во многом споспешествовала тому, чтобы Господь судил мне завершить годы жизни в высоком Патриаршем служении». Он также попросил насельниц и впредь не оставлять его своими молитвами.


3 апреля, в 60-ю годовщину со дня преставления преподобного Серафима Вырицкого, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица. Храм не смог вместить всех людей, пришедших в этот день на Патриаршую службу; множество людей молились во дворе храма, для них была организована видеотрансляция богослужения.

Святейшему Владыке сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, епископ Петергофский Маркелл, преподаватели и студенты Духовной школы в священном сане, духовенство митрополии.

             

По завершении службы к Святейшему Патриарху обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. «Ваше Святейшество! Святейший Владыка и Отец! Примите нашу сердечную благодарность за то, что в такую ненастную погоду, в столь трудное время, заполненное встречами, поездками, богослужениями, Вы нашли возможность приехать к нам, в Вырицу и помолиться здесь преподобному Серафиму Вырицкому», – сказал он.

Отметив, что в христианской литературе и даже в Священном Писании часто упоминаются события, которые трудно предсказать и предугадать, Владыка Владимир к числу таких событий отнес и то, что в этот день отмечается не только 60-я годовщина преставления преподобного Серафима Вырицкого, но и 40-летие со дня принятия Святейшим Патриархом Кириллом монашеского пострига. «К преподобному Серафиму приезжали Ваши родители. Я знаю, какая это была сильная, крепкая и прочная духовная связь; все Ваши родственники любили преподобного Серафима и почитали за счастье быть у него. Сорок лет назад Вы приняли монашество, и сегодня, конечно, вспоминаете этот благословенный день, когда Господь отсоединил Вас от всего мира и оставил только в Церкви. И вот ныне Вы молитесь у преподобного, которого почитали Ваши родители, которому возносит молитвы весь Санкт-Петербург, и одно упоминание о котором доставляет нам радость».

Поздравив Святейшего Владыку с памятными датами, правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии продолжил: «Пусть по молитвам преподобного Серафима Господь хранит Вас на многая лета».

Он преподнес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу икону преподобного Серафима Вырицкого с частицей мощей.

В ответном слове Его Святейшество отметил: «Для меня большая радость в этот памятный день помолиться вместе с вами у могилы преподобного и богоносного отца нашего Серафима Вырицкого – в этом историческом месте, столь значительном для Санкт-Петербурга и для всей Русской Церкви».

Обращаясь к митрополиту Владимиру, Святейший Владыка сказал: «Я благодарю Вас, Владыка, за то, что Вы вспомнили об особой связи моей семьи, моих родителей с преподобным Серафимом, к которому они часто приезжали, особенно тогда, когда требовалась помощь духовно опытного человека. Именно по благословению отца Серафима в жизни нашей семьи происходили очень важные, судьбоносные события, когда он благословлял поступать, казалось бы, вопреки логике жизни, требованиям окружающего мира. Продиктованные верой и почитанием преподобного Серафима поступки моих родителей, казавшиеся тогда странными для окружающих людей, на самом деле имели важные и благие последствия. Поэтому память о преподобном Серафиме Вырицком всегда бережно хранилась в нашей семье; я очень радовался, когда он был причислен к лику святых и молился ему в особенно трудные моменты своей жизни».

«После избрания меня Местоблюстителем Патриаршего Престола, в преддверии Поместного Собора, когда требовались особые силы для исполнения столь ответственного послушания, я постоянно молился преподобному Серафиму и знаю, что он слышал эту молитву и поддерживал меня в эти трудные минуты. Естественно, что избрание Патриарха сопровождалось определенным столкновением мнений, большой дискуссией, в которую привносились и человеческие стихии. Это понятно, потому что человек привносит даже в самое важное и святое дело самого себя – свои положительные и отрицательные качества. Потому и избрание Патриарха сопровождается не только молитвой, но и проявлением человеских слабостей и душевных недугов. И вот в тот момент, когда эти проявления были особенно сильными, одной благочестивой женщине был сон, в котором она увидела преподобного Серафима. Святой наказал этой женщине сказать мне, тогда Местоблюстителю, очень важные слова: “Передай Кириллу, чтобы всем, кто особенно волнуется об избрании Патриарха и привносит в это свою собственную человеческую страсть, он отвечал: будет не так, как ты хочешь, а как хочет Бог”. Ограждаясь этими словами преподобного Серафима, я подготавливал Поместный Собор в полной уверенности, что в мире и единомыслии он изберет из иерархов того, кому будет вручена высшая забота и особо важное попечение о нашей Русской Православной Церкви. И потому, конечно, после избрания первым моим сердечным движением было стремление прибыть сюда, к могиле святого преподобного Серафима, чтобы помолиться и поблагодарить его за духовную поддержку, которую он оказывал моей семье, благочестивым родителям и мне в самый ответственный момент моей жизни».

Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил слова апостольского чтения, прозвучавшие в этот день за богослужением: Если и впадает человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6. 1). «Образ кроткого человека не соответствует идеалам, которые воспитывает современное общество. В числе таких идеалов – сила, успех, хорошая карьера, способность добиваться цели. Среди тех, кого можно назвать «удачниками», почти не бывает кротких людей. Кроткий же человек воспринимается как слабый, ненадежный, вызывающий снисхождение и жалость».

Как же можно грехи исправлять духом кротости, ведь грех – это то, что присуще и сильным, даже очень сильным людям, ставит вопрос Святейший Патриарх. Как сможет сильный человек услышать голос кроткого? «На самом деле в этих апостольских словах – величайшая мудрость, и она должна быть в первую очередь воспринята теми, кто призван исправлять человеческие грехи – пастырями Церкви, – свидетельствует Его Святейшество. – Ведь к нам приходят грешники, они исповедуют свои грехи, и как часто можно услышать от того или иного священника грозное обличение прегрешений, совершенно безапелляционное грозное учительство, которое иногда даже порабощает человеческую волю. Нет в таком учительстве кротости, а значит, не будет и исправления грехов».

Исправить человеческие грехи можно только духом кротости, в котором проявляется любовь к грешникам, подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. «Только кроткий человек, поучая другого, в первую очередь помнит о собственных грехах. А если помнишь о своих грехах и слышишь о согрешении ближнего, то разве хватит силы обличать этого грешника? Подлинное пастырство и учительство, подлинное исправление грехов возможно только тогда, когда священнослужитель, через себя пропуская воздыхания кающегося грешника, отвечает ему, памятуя о своих грехах. А потому такое слово никогда не будет словом властным и порабощающим, но всегда будет исполнено смирения и любви», – отметил Святейший Владыка.

«Всякое обличение, даже самое справедливое, затрагивает человека, беспокоит его. И в ответ на такие слова у грешника всегда найдется внутреннее самооправдание и обязательно возникнет желание сопротивляться грозному и строгому учительству. Такое учительство может быть очень мудрым, и умом человек будет соглашаться, а всем сердцем принять слышанное ему будет очень трудно», – подчеркнул Святейший Патриарх.

То, что справедливо в отношении пастырства, справедливо также и в повседневных человеческих отношениях, сказал далее Его Святейшество: «Мы сталкиваемся с человеческой неправдой, грехами, конфликтами, в первую очередь, в наших семьях. Очень хочется исправить родных и самых близких людей – мужа или жену, детей или даже престарелых родителей. Нам непременно хочется что-то подправить в жизни, нам кажется, справедливо или нет, что есть нужда в исправлении. Но будем помнить великие слова апостола: Исправляйте таковых духом кротости. И нет другого способа и средства реально воздействовать на другого человека, кроме как любовью и кротостью передавать ему свои мысли и пожелания и разделять с ним свою молитву».

«Почему Серафим Вырицкий стал святым человеком? Почему к нему приходили сотни и тысячи? Почему с такой легкостью люди молятся на его могиле? Потому что он исправлял людей не силой и властью, но духом кротости. Пусть память о святом Серафиме Вырицом поможет всем нам – и пастырям, и пастве – в общении с другими действовать духом кротости, особенно когда это связано с исправлением грехов», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Он сердечно поблагодарил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира за добрые слова, за переданный в дар образ преподобного Серафима Вырицкого. Его Святейшество также поблагодарил за совместные молитвы сослуживших ему архипастырей и клириков, а также богомольцев.

В память о богослужении в день 60-летия преставления святого Серафима Вырицкого Предстоятель Русской Православной Церкви подарил храму Казанский образ Царицы Небесной. После литургии Святейший Владыка совершил молебен в часовне, где покоится преподобный Серафим Вырицкий.

              

Видеозапись проповеди Патриарха Кирилла, посвященной празднику прп. Серафима Вырицкого: http://www.mospat.ru/index.php?page=44639

Его Святейшество также побывал в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Вырице, который он посещал в детстве вместе с родителями. Петропавловскую церковь недавно восстановили; в нынешнем году в день праздника Сретения Господня она была освящена малым чином.

"Сейчас этот храм не узнать, настолько он прекрасен", – поделился своими впечатлениями Святейший Патриарх Кирилл. Он призвал жителей поселка посещать храм Божий, приводить в него детей и внуков. И тогда, подчеркнул Святейший Владыка, Господь будет подавать им помощь и поддержку.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Петропавловский храм в поселке Сиверское. Храм Петра и Павла, построенный 120 лет назад, в годы советской власти не закрывался. В 1952 – 1978 годах настоятелем храма в поселке был протоиерей Валериан Дыргинт. Он прошел очень трудный жизненный путь, подвергался репрессиям. С отцом Валерианом был дружен родитель Святейшего Патриарха Кирилла протоиерей Михаил Гундяев; вместе с сыном он приезжал сюда несколько раз в год.

В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихидуна Большеохтинском кладбище у могилы родителей – протоиерея Михаила Васильевича и Раисы Владимировны Гундяевых.


 

М.В.Гундяев родился в городе Лукоянове Нижегородской губернии в благочестивой православной семье. Его отец за участие в борьбе с обновленческим расколом был арестован и отправлен на Соловки. После освобождения он был снова подвергнут аресту за религиозные убеждения и долгие годы провел в заключении и ссылках.

С ранних лет будущий отец Михаил связал свою жизнь с Церковью, он в трудные послереволюционные годы нес послушание иподиакона у епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии.

В 1934 году будущий пастырь был репрессирован за свои религиозные убеждения и отправлен на Колыму. В 1947 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием он был рукоположен во иерея и назначен штатным священником в церковь Смоленской иконы Божией Матери, что на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Отца Михаила хорошо знали и любили верующие жители северной столицы. Его служение на приходах Ленинградской епархии неизменно собирало большую паству. Скончался протоиерей Михаил Гундяев 13 октября 1974 года, будучи настоятелем Никольского храма на Большой Охте.

Раиса Владимировна Гундяева была преподавателем немецкого языка в школе, впоследствии домохозяйкой; преставилась ко Господу она в 1984 году.

Вечером Предстоятель Русской Православной Церкви служил в домовом храме Санкт-Петербургских Духовных школ во имя апостола Иоанна Богослова утреню с акафистом Божией Матери. По окончании богослужения он отметил: «С особым чувством переступил я порог Санкт-Петербургской Духовной академии, с которой связана значительная часть моей жизни – сначала в качестве студента, а потом и в качестве ректора».

Предстоятель Русской Церкви сказал, что полагает и «… со временем в этих стенах снова будет активная монашеская община. Подвиг ученых монахов имеет огромное значение для воспитания молодежи и для продвижения богословской науки, поскольку люди в монашеском звании, отдающие себя школе, призваны полностью посвящать себя этому великому труду. Ученым монашеством всегда была крепка Духовная академия, будь то Петербургская, Московская, Киевская или Казанская. Всегда оплот школы составляли иноки, жизнь свою посвятившие отечественной богословской науке и воспитанию юношества».

Образование пастырей – это великий труд, свидетельствует Его Святейшество. Он подчеркнул, что «в любое время воспитание есть сложная задача, ныне же воспитывать юношество особенно трудно, потому что мы живем в так называемом информационном обществе, обществе открытом, где никакими средствами невозможно оградить молодой ум и молодое сердце от влияния информации, которая очень часто несет в себе чуждые христианству стереотипы, образ мыслей и образ жизни». Это информационное воздействие построено таким образом, что воздействует в первую очередь не на сознание, а на чувства, на инстинктивное начало, подталкивая людей жить по закону инстинкта. «Если не противопоставить губительному воздействию на человеческое сознание мощный духовный заслон, то очень скоро наша цивилизация превратится в цивилизацию инстинкта. Такая человеческая общность нежизнеспособна, потому что люди, живущие по голосу страсти, очень быстро теряют человеческий облик, разрушая свое нравственное начало, превращаясь в зверей, а общество превращается в волчью стаю», – заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Когда мы ужасаемся новостям о страшных преступлениях в молодежной среде, о жестоких убийствах и прочих тяжких и гнусных преступлениях, многие лицемерно обрушивают на молодежь сокрушительную критику, – сказал далее Святейший Владыка. – Но нужно помнить, что молодое поколение является объектом воздействия разрушающей дух человека информационной машины. И те, кто вступил на путь служения Господу, – не исключение. Это молодые люди из тех же плоти и крови, подверженные соблазнам не меньше, чем их сверстники, обучающиеся в светских школах».

В связи с этим возникает вопрос: что можно противопоставить всему этому, как воспитать человека, способного искренне отдать свою жизнь Богу вопреки предложениям жить по плоти? Какой притягательной картиной можно увлечь внимание юноши, какими усилиями можно сохранить чистое сердце и чистый разум?

             

Его Святейшество подчеркнул: «Нам иногда кажется, что достаточно усилить дисциплину, “закрутить гайки”, подольше находиться в храме во время богослужения – и все встанет на свои места. Это не так. Можно и в храме часами стоять, а думать о своем. Можно выполнять предписания дисциплины, а жить собственной внутренней жизнью. И когда перед человеком открывается свобода выбора, он начинает жить по законам того внутреннего мира, который он создал».

Как отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, есть только один способ – очень простой и одновременно трудный, который должен лежать в основе воспитания юношества в духовных школах, – сформировать религиозный образ жизни у молодого человека: «Самая главная задача заключается в том, чтобы уже здесь, в этих стенах, он обрел богатый внутренний опыт, опыт общения с Богом, уникальный, свой собственный; чтобы в ответ на это общение с Господом он получал реальную помощь свыше. Необходимо, чтобы он понял: быть верующим и жить по законам веры значит быть счастливым человеком с богатой внутренней жизнью, с которой не могут сравниться никакие облеченные в ложно привлекательную упаковку жизненные стандарты».

Для этого, отметил Святейший Патриарх Кирилл, нужно постоянно воспитывать свой разум, много самостоятельно читать, много думать и обязательно писать: «Наверное, самая большая ошибка нашей школы состоит в том, что мы мало пишем, мало самостоятельно излагаем на бумаге свои мысли. Сейчас, в век интернета, очень часто подготовка сочинений сводится просто к переписыванию информации из всемирной компьютерной сети. Однако нужно научиться самостоятельно мыслить, анализировать прочитанное, излагать свои мысли и устно, и письменно. Такая работа над самим собой требует много времени, и если отдаваться этой работе, то не будет времени на пустоту, на праздное и опасное для души времяпрепровождение. А если эту творческую созидательную работу соединить с молитвой, с реальным религиозным опытом, то духовная школа станет поистине школой мысли и школой духа.

«Я не представляю, каким еще способом можно воспитать сегодня достойного пастыря, способного говорить с современным обществом, передавать ему Евангельское послание, защищать свои убеждения, делать их понятными для других, жить глубокой религиозной жизнью, кроме как через прохождение школы благочестия в наших духовных школах, – заявил Его Святейшество. – Я хотел бы от всего сердца пожелать вам всем приобщиться к этому, поверьте мне, прекрасному опыту. Если человек не овладевает им в этих стенах, то просто теряет время зря».

Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание слушавших на еще одно обстоятельство: «Молодежь, особенно молодежь сегодняшнего дня, не слишком верит в красивые слова, но очень подвержена влиянию примера. Собственно говоря, то, что сегодня происходит в сфере так называемой массовой культуры, есть видимое свидетельство того, как примеры оказывают потрясающее воздействие на массовое сознание людей, в первую очередь, юных. Ныне кумирами являются не мыслители, не писатели, а популярные певцы, музыканты, спортсмены. А почему это происходит? А потому, что слишком притягателен пример. Эти люди становятся героями в сознании молодежи. Если мы хотим воспитать современное православное юношество, то пастыри, преподаватели, профессора должны стать такими примерами и героями».

«Духовная школа – это школа и студентов, и преподавателей; это единая семья, и ведь так было все десять лет, что я имел счастье здесь служить. Нам с вами многое нужно сделать и правильно устроить, – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Дай Бог, чтобы лучшие традиции Санкт-Петербургской Духовной школы отразились сегодня в конкретных деяниях всех, кто здесь начальствует, учит и учится», – пожелал Его Святейшество.

По благословению Святейшего Владыки всем присутствовавшим в храме были розданы иконки преподобного Серафима Вырицкого. Этот святой – практически наш современник, отметил Святейший Патриарх Кирилл. Преподобный Серафим – человек глубокой веры, истинной духовной жизни – просиял на Петербургской земле и был прославлен в сонме святых Русской Православной Церкви.

На следующий день, 4 апреля Святейший Патриарх Кирилл посетил рад храмов северной столицы.

Прибыв в храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, в слове верующим Его Святейшество отметил: ««С радостным чувством вступаю я под своды храма, в котором началась моя христианская жизнь. Именно здесь в 1947 году начал свое служение мой родитель протоиерей Михаил и я, родившийся в 1946 году, свои первые церковные воспоминания связываю с этим храмом. Местом моего постоянного пребывания здесь был левый клирос напротив Смоленской иконы Божией Матери. Хорошо помню атмосферу, которая была в послевоенном Ленинграде; помню переполненные храмы, потому что храмов было мало, а людей много; помню множество народа, торжественные службы, которые проходили в этом храме. Вспоминаю богослужения, возглавляемые приснопамятным митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. Эти светлые детские воспоминания, как каждый знает по своей жизни, имеют очень большое значение для человека».


По благословению Святейшего Патриарха всем собравшимся в храме были розданы иконы преподобного Серафима Вырицкого.


 

Святейший Владыка проследовал к часовне святой Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. У места упокоения блаженной Ксении Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен.

Предстоятель Русской Православной Церкви побывал на петербургском подворье Оптиной пустыни. Отметив, что особым чувством я посещает Успенский храм – бывшее Киевское подворье, а ныне подворье Оптиной пустыни Его Святейшество рассказал: ««Я связан с ним особыми духовными узами: в 1928 году 19-летней девушкой в этот храм пришла моя мама, – рассказал Святейший Патриарх Кирилл. – Она в то время была студенткой и пела здесь в левом хоре. Здесь же она познакомилась с моим родителем, они пожелали вступить в брак. Но накануне свадьбы отец был арестован только по одной причине: он пел в храме Киевского подворья, будучи студентом и занимая инженерную должность на военном заводе. И поэтому свадьба была отложена. Но Господь устроил так, что отец освободился из заключения накануне 1937 года, и в самый страшный год гонений они поженились. В нашей семье хранилось предание о Киевском подворье, о его монахах и духовной жизни».

Его Святейшество подчеркнул, что давно хотел посетить это место, увидеть эти стены: «Я радуюсь тому, в каком состоянии обретаю сегодня Успенский храм, в котором восстанавливается былое благолепие».

Далее Святейший Владыка посетил Князь-Владимирский собор – один из немногих храмов города, которые были открыты в предвоенные годы, дни блокады и после войны. «Как петербуржец, как ленинградец я связан личными воспоминаниями с теми храмами города, которые действовали в послевоенные годы в Ленинграде. Но поскольку местом проживания нашей семьи был Васильевский остров, то храмы, близлежащие к нему, особенное дороги мне, потому что именно в этих храмах и проходило мое церковное детство», – рассказал Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что именно в Князь-Владимирском соборе его крестили в далеком 1946 году.



В Князь-Владимирском соборе Патриарх сказал: «Сегодня нельзя обращаться к людям с проповедью словами, которые они плохо понимают. Современный человек, приходя в храм, хочет знать основы своей веры, хочет ясного ответа на вопрос, почему нужно быть верующим. Современный человек хочет свою религиозность сочетать с жизнью и черпать в религиозности силы и разумение. Говоря светским языком, современные люди нуждаются в религиозной христианской мотивации своих поступков, и не только в личной жизни, но и в жизни семейной, общественной, профессиональной, потому что нельзя быть христианином только дома, закрыв дверь и взяв в руки молитвенник. Если ты христианин, то христианин везде: и на работе, и в общении с людьми, в политической деятельности, в бизнесе, в общественной работе. Занимая ответственную или же совсем простую должность, христианин везде должен оставаться христианином. И для того, чтобы привести нашу веру в живое соприкосновение с жизнью, чтобы образ наших мыслей преломлялся в нашей деятельности, необходимо знать свою веру и сочетать ее со своей жизнью. Поэтому и нужно развивать систему религиозного воспитания в воскресных школах, в светских учебных заведениях».

Говоря о непонимании, с которым приходится порой сталкиваться в вопросе преподавания основ православной культуры, других сферах, Святейший Владыка сказал о подходе, который Церковь должна практиковать, соприкасаясь с конфликтными ситуациями.

«Мы не можем в диалоге с другими отстаивать исключительно свои “ведомственные” интересы, и в этом с одной стороны наша слабость, а с другой стороны – сила. Наш язык в общении с миром всегда должен быть более сдержанным. Мы должны достигать своих целей не через конфронтацию, но строить отношения таким образом, чтобы даже борьба за наши собственные права, за осуществление справедливости показывала людям пример, как следует решать такого рода конфликты», – напомнил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Его Святейшество подчеркнул: «Церковь призвана не разделять, а объединять, и, учитывая огромное значение Православной Церкви для российского общества, она должна не только объединять православных людей, но быть неким ферментом, объединяющим всех – верующих и неверующих, людей иных христианских конфессий и приверженцев других традиционных религий России. Великая Россия – от океана до океана, от моря до моря – стала таковой именно благодаря Православной Церкви, которая всегда насаждала мирный дух, а люди стремятся к тем, кто мирен, и отталкиваются от тех, кто отстаивает свои интересы при помощи конфликтов».

В этот же день Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Его Святейшество отметил, что с чувством радости зашел под своды этого возрожденного храма: «Я бывал здесь, когда шел ремонт, но тогда не мог видеть всего благолепия, а сегодня свидетельствую, что трудами Высокопреосвященного митрополита Владимира, трудами отца настоятеля, помощью благотворителей сей святой храм воссоздан из забвения и поругания во своей первозданной красоте».


Его Святейшество также сказал: «Прошу Вас и весь клир, всех прихожан молиться обо мне, потому что молитва за Предстоятеля – это соучастие всего народа Божия в тех делах, которые Патриарх вместе со Священным Синодом, Собором архиереев, совершает во благо Церкви Божией. Именно через молитвенное действие каждый соучаствует в том числе и в управлении Церковью. Потому прошу вас не ослабевать в молитвах о Предстоятеле Церкви Русской и о всем благочестивом нашем народе». Предстоятель Русской Православной Церкви благословил раздать всем присутствовавшим в храме образки преподобного Серафима Вырицкого, 60-летие со дня блаженной кончины которого отмечалось накануне.

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в храм преподобного Андрея Критского, являющийся подворьем Константино-Еленинского монастыря.

Еще одной святыней северной столицы, которую посетил Святейший Патриарх в ходе Первосвятительского визита, стал восстановленный храм Казанской иконы Божией Матери в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Святейший Владыка сказал: «Я рад возможности снова быть в этом величественном возрожденном храме в центре Петербурга, в Новодевичьей обители, славной своей историей и не менее славной историей своего возрождения. Как петербуржец я хорошо знал это место и всегда, проходя мимо фасадов монастыря, испытывал тяжелое чувство, видя посрамленную святыню. И даже когда начала возрождаться наша Церковь, эти стены стояли немым укором для нашего народа, да и для нас, церковных людей, потому что никаких видимых знаков возрождения не было в течение долгих лет…Мы все люди грешные, на каждом лежит некая печать его личных грехов. Иногда людей охватывает отчаяние от того, что невозможно силами своими препобедить грехи и свои слабости. Пусть этот возрожденный храм помогает всем нам понять, что человек спасается силой Божией. Как эти поруганные стены стали снова вместилищем благодати Божией, так и каждый из нас, поруганный своими грехами, силой благодати Божией способен воскреснуть к новой жизни в общении с Богом», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.


Его Святейшество передал обители памятный дар – Казанский образ Божией Матери. «Прошу перед этим образом поминать и мое недостоинство, молиться за Патриарха…Не может один человек нести на себе огромную ответственность за судьбу Церкви. Это служение становится возможным только тогда, когда Патриарха поддерживают иерархи, духовенство, монашествующие, верующий народ: кто-то добрым советом, сотрудничеством, взаимной помощью, а кто-то – молитвой», – отметил Его Святейшество.

На Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Святейший Владыкасовершил литию по своему наставнику, приснопамятному митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову).

 

Первой архиерейской хиротонией, которую возглавил владыка Никодим, стало рукоположение в 1961 году во епископа Таллинского архимандрита Алексия (Ридигера), будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 

В 3 апреля 1969 года митрополит Никодим (Ротов) совершил монашеский постриг студента Ленинградских духовных школ Владимира Гундяева, с наречением имени Кирилл; 7 апреля того же года он же рукоположил инока Кирилла во иеродиакона, а 1 июня — во иеромонаха. 14 марта 1976 года владыка Никодим возглавил хиротонию архимандрита Кирилла во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. 

В этот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил всенощное бдение в Троицком соборе Александро-Невской лавры. «Для меня большая радость помолиться сегодня вместе с вами под этими священными сводами в историческом Троицком соборе Александро-Невской лавры», – сказал Святейший Патриарх Кирилл. Он отметил, что этот старинный храм имел особое значение в Русской Церкви: в Синодальное, дореволюционное время именно здесь совершались архиерейские хиротонии, отсюда выходили на служение архипастыри Русской Православной Церкви, которые в XX веке увенчали себя бессмертной памятью и любовью народа, ибо в годы безбожных гонений многие из них стали новомучениками и исповедниками. 

Подчеркнув, что Александро-Невская лавра является духовным центром Русской Церкви не только потому, что это столичный монастырь, но и в связи с тем, что здесь почиют святые мощи благоверного великого князя Александра Невского, вписавшего особую страницу в историю нашего Отечества, Его Святейшество сказал: «Мы сегодня особо обращаем нашу молитву к святому благоверному князю Александру, прося у него небесной помощи стране нашей, проходящей через нелегкие испытания, связанные с трудностями в экономической жизни. Мы обращаем к нему молитву также о том, чтобы народ наш на этом историческом перепутье сохранил веру православную».

«Последние дни я имел возможность провести в своем родном городе, посещая храмы и монастыри. И везде я видел множество народа, радовался этому. На моей памяти было разное: сначала переполненные храмы послевоенного Ленинграда, затем на глазах паства сокращалась. Наконец, ныне, взирая в ваши лица, я вижу в них огонь веры, крепость духа и верность отеческим традициям», – заключил Святейший Патриарх Кирилл.

На молитвенную память наместник обители архимандрит Назарий преподнес Святейшему Владыке образ преподобного Серафима Вырицкого, выполненный в лаврских мастерских.

Завершился визит Святейшего Патриарха Кирилла 5 апреля торжественным богослужением в величественном Исаакиевском соборе, бывшим до 1917 года кафедральным собором Российской Империи.

По окончании чтения Евангелия, в котором Господь, обращаясь к ученикам, сказал им о том, что скоро Ему надлежит пострадать, быть казненным и в третий день воскреснуть (см. Мк. 10.32-45), Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся богомольцам со словами проповеди. «Это удивительное откровение Он передал Своим ученикам. Но совершенно удивительной и, как кажется, нелогичной была реакция на это откровение двух ближайших учеников Спасителя – Иакова и Иоанна, братьев Заведеевых. Они обратились к Христу с неожиданной просьбой: Господи, посади нас по правую и по левую сторону от Себя, когда ты явишься во Царствии Своем. В их словах не было сострадания Спасителю, не было сожалений, горя, а было желание использовать силу своего Учителя для обретения некоего блага, дабы возвыситься над другими», – сказал Его Святейшество, напомнив: на эту просьбу Господь ответил, что Он не имеет власти посадить их по правую и левую сторону от Себя, но тот, кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10. 43).

«Чаще всего стремление обрести более высокое положение диктуется самой природой человека, предрасположенной к развитию и совершенствованию. Иногда в жизни это стремление приобретает болезненное выражение. Про таких людей говорят, что они честолюбивы, тщеславны, все свои силы они направляют только на то, чтобы стать выше других, сесть по правую и по левую сторону – не Господа, конечно, но какого-нибудь начальника».

Господь не осуждает учеников за то, что они попросили Его занять высокое место, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. «Спаситель не сказал апостолам: «Почему вы думаете о себе, когда Я говорю вам о Своих страданиях?». Он не сказал им, что их мысли неправильны и греховны. Господь не оспаривает их желания, но Он дает ясное понимание того, что означает для человека положение более высокое, чем то, которое имеют окружающие», – добавил Предстоятель Русской Церкви, отметив, что единственной ценностью высокого общественного положения является возможность служить другим. «Стремление к власти может быть греховным и буквально губительным для человека, если оно сопровождается непременным стремлением получать на высоком посту личные блага: материальные, социальные, общественные; служить самому себе... Всякое использование власти во имя личных интересов является греховным», – заявил Его Святейшество.

«Почему один человек должен господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим? Существует некая тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение: власть служит спасению тогда, когда сама она является служением ближним. Вот почему, чем выше человек поднимается по ступеням своего служения, чем больше у него власти, тем должно быть больше у него смирения, тем более он должен осознавать необходимость употреблять свое положение на благо других людей», – сказал далее Святейший Патриарх Кирилл.

Это справедливо и в отношении богатства, добавил Святейший Владыка. Богатство может способствовать благу, а может привести человека к погибели. Богатому Богом вручается особое ответственное служение, ведь добрые дела и благодеяния – это не прихоть богатого человека, а его обязанность, иначе богатство обернется к погибели, подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Почти все беды человеческой истории - скорби, болезни, войны, революции, общественные катаклизмы - порождались безудержным стремлением людей иметь власть. Ради этого многие идут на страшные преступления. Власть, принятая безнравственно и преступно, не может обернуться служением людям, а деньги, нажитые нечестным путем и направляемые в первую очередь на удовлетворение все возрастающих собственных потребностей, не могут принести счастья и благополучия. И каждый христианин должен понимать смысл и назначение власти и богатства.

«То, что мы говорим по отношению к власти и богатству, имеет непосредственное отношение и к власти церковной. В Церкви тем более всякая власть должна сопровождаться служением, и чем выше поднимается человек по ступеням церковной власти, тем более жертвенным и самозабвенным должно быть его служение. Только этим может оправдаться тот, кому Бог вручает власть над другими», – выразил убеждение Святейший Патриарх Кирилл.

«Вот почему Спаситель, отвечая на странное вопрошение Иакова и Иоанна, говорит им: дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит (Мк. 10. 40). В противном случае это было бы нарушением Богом учрежденного порядка, разрушение которого приводит к уничтожению человеческой жизни. Мы знаем, что ни одна кровавая борьба за власть, ни одна революция не сопровождалась миром, покоем, радостью, благополучием, потому что те, кто устремлялся к власти, прежде всего думали не о служении, а о том, чтобы именно им принадлежала властная и вожделенная возможность повелевать другими людьми».

             

«Мы говорим сейчас о высоких материях, о политической власти, о богатстве... Однако большинство тех, кто сейчас слушает меня, не имеют политической власти и богатства. Так что же, это слово евангелиста Марка не к нам обращается? К нам, потому что стремление властвовать над другими вообще присуще человеку… Из-за нехристианского отношения людей к власти семьи делаются хрупкими, отношения между людьми складываются непросто, муж и жена становятся чужими людьми, а дети теряют связь с родителями.Всякий раз, когда мы захотим взять верх над другим, мы должны ясно понимать, что это наше стремление должно сопровождаться самоуничижением, готовностью служить ближнему, ответственностью за другого человека. Ведь очень важно, чтобы у семьи, например, был глава, то есть тот, кто принимает на себя ответственность».

Обратившись в заключение своего слова к вопросу устроения семейной жизни православных христиан, Святейший Владыка отметил, что служение мужа заключается именно в ответственности за семью. «Однако если повнимательнее присмотреться к нашим семьям, то чаще всего, к сожалению, вопреки воле Божией ответственность за семью берет на себя не муж, а жена. Так происходит не потому, что она сознательно совершает греховное деяние, а потому что муж сбрасывает с себя ответственность за семью. Глава семьи должен принимать на себя не только власть, но и ответственность за материальное содержание, за духовное состояние семьи», – заключил Его Святейшество.

По завершении литургии к Святейшему Патриарху Кириллу обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, сказав, в частности: «Сегодня мы имели счастье служить с Вами, этой соборной службой завершается Ваш первый патриарший визит в Санкт-Петербург после избрания Вас на Московский Первосвятительский престол». Он отметил, что насыщенная программа визита включала в себя служение литургии Преждеосвященных Даров в Вырице в 60-ю годовщину кончины преподобного Серафима Вырицкого, посещение храмов и обителей. «Вы поклонились дорогим Вашему сердцу петербургским святыням, вчера мы с Вами посетили много храмов, а сегодня служим в Исаакиевском соборе, очень значимом для всех петербуржцев», - продолжил он.

По окончании богослужения, в аэропорту «Пулково» Предстоятеля Русской Православной Церкви провожали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, архиепископ Клинский Лонгин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил, епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл.

  

Использованы материалы сайтов: http://www.mospat.ruhttp://www.patriarchia.ru



← Назад к списку

 
 




   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100