Главная
Новости прихода
Фотографии
Публикации
Богослужения
Воскресная школа
Иконы нашего храма
Обращение
Гостевая книга
Ссылки
Наши координаты
Календарь 2017
История прихода
Православная поэзия
Объявления
Слово пастыря
Паломническая служба
Пожертвования
ПОМОЖЕМ ВСЕМ МИРОМ
 
 



Святитель Василий Великий (с частицей мощей)
 

День памяти святителя Василия Великого совершается 14 января (1 января ст. ст.) и 12 февраля (30 января ст. ст.) - Собор вселенских учителей и святителей.




Святой Василий Великий – выдающийся церковный деятель, богослов. Наряду с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом почитается церковью как Вселенский святитель и Учитель. В народной традиции трем великим святителям молятся при въезде в новый дом и о защите от злых людей, а именно святому Василию Великому принято молиться при открытии какого-нибудь дела, о помощи в труде, так как он до своего священнического служения очень много работал, обтесывая камни. Василий Великий известен также как покровитель монашества и музыкантов. Издавна считается покровителем садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая.

 

 

События из жизни святителя Василия Великого

«Он принадлежит не одной Кесарийской церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

 

Святой Амфилохий, епископ Иконийский.

 

Родился Василий Великий в 330 году в богатой и знатной семье, отец его был уважаемым в Понте ритором и законником. Семья Василия отличалась не только знатностью рода, но и ревнительностью христианской веры в нескольких поколениях. Из десяти детей в семье пятеро были причислены к лику святых.

Свое первоначальное образование Василий получил от отца, затем обучался у лучших учителей Кесарии. Далее последовало обучение в Константинополе, где будущий великий святитель слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины – центр классического просвещения и «всей эллинской премудрости», где и познакомился с Григорием Богословом. Зародившаяся там дружба связывала святителей всю жизнь. Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так хорошо понимали друг друга, что казалось, будто у них одна душа на двоих. Святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном – в учении... Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних».

Благодаря особой остроте ума святой Василий достиг чрезвычайного успеха в занятиях науками, но в то же время заслужил и всеобщее одобрение чистотой своей жизни. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, – это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

Отец Василия видел сына своим преемником в деле риторики и законоведения. И Василий, вернувшись из Афин около 357 года, первое время посвятил свою жизнь светским занятиям. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношей, святой Василий решился отречься от мира и предаться аскетическим подвигам. Он получил крещение от Кесарийского архиепископа Диания и был посвящен им в чтеца. Как истолкователь священных книг, он читал их народу.

Мирская наука не дала святому Василию твердой опоры в деле христианского усовершенствования, поэтому он решил отправиться в те страны, где жили великие христианские подвижники, чтобы глубже изучить истинно христианскую науку и «желая снискать руководителя к познанию истины». Для начала путешествия, в котором святой провел два года, он выбрал Египет, где процветала иноческая жизнь. Василий наблюдал за жизнью знаменитых подвижников, изучал богословские творения и предавался христианским подвигам. Из Египта Василий отправился в Палестину, Сирию и Месопотамию, чтобы посетить святые места и ближе познакомиться с местной монашеской жизнью.

Вернувшись в Каппадокию и раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился на берегу реки Ирис, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Сюда же он привлек и своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: «в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной». Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник «Филокалия» (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта, многие устремились к нему, начали образовываться мужские и женские монастыри.

Когда начало распространяться учение Ария, которое вызвало серьезное и опасное волнение в церковных кругах, церковь призвала к служению обоих святителей. Арий утверждал сотворенную природу Бога Сына и, таким образом, ставил под сомнение основной догмат христианства – догмат искупления: Бог сделался человеком, чтобы возродить и освятить человеческую природу. Это учение было тем опаснее, что оно вскоре после своего появления получило значительное распространение и приобрело очень многих сторонников, так как иерархическая структура Святой Троицы была гораздо проще для понимания человеческому разуму, чем утверждение о том, что Бог един в трех лицах.

Григория Богослова на помощь православным позвал к себе в Назианз его отец, епископ Назианзский Григорий, человек уже старый и потому не имевший силы с твердостью бороться с еретиками, а Василий вернулся в Кесарию, где в 362 году был рукоположен в сан диакона, а в 364 году – в сан пресвитера. Попечение об иноках, проповедование слова Божьего и другие пастырские заботы целиком захватили Василия. При этом на новом поприще он скоро приобрел к себе такое уважение, каким не пользовался и сам епископ Евсевий, советником которого являлся святой Василий. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий предпочел удалиться в свою пустыню, где продолжил налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных принудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий Великий вернулся в Кесарию, с этого времени церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал второе место. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был «добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних». Василий ежедневно читал проповеди для прихожан, а часто и дважды в день – утром и вечером. Святитель Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия. В это время он составил чин литургии, беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил, а также написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности».

После смерти епископа Евсевия в 370 году святитель Василий был избран его преемником. В своем служении Василий Великий прославился святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Примерно в это время он написал книгу о Святом Духе, в которой учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков, святой Василий всю свою жизнь вызывал неприязнь и подвергался всевозможным проискам ариан.

Когда император Валент в своем стремлении избавиться любыми способами от всех неугодных ему епископов, защищающих православие, стал угрожать святителю Василию, великий святой ответил ему: «Все это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

Ответ святителя настолько поразил императора, что он, затерявшись в толпе прихожан, пришел послушать проповедь святого Василия. Валент был удивлен благолепием и церковным порядком в храме, внимая пению и молитвам, вынужден был признать, что он не чувствовал ничего подобного в арианских церквах. Святой Василий, подойдя к царю, начал беседовать с ним, поучая его согласно Священному Писанию, – святитель продолжал видеть своей главной задачей защиту православной веры от еретической смуты арианства и прилагал к этому все свои усилия. После посещения проповеди Василия Великого император Валент запретил тревожить святителя, хотя и не принял общения с ним.
 

 Неутомимо Василий Великий обходил свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицедейство. По примеру иноков, клирики митрополидиаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Все свои личные средства святой Василий употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря в Кесарии – мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи.

Болезни, которые преследовали святого с юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Он умер в возрасте 49 лет 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры. Погребение святого Василия представляло собой знаменательное событие и показывало, каким высоким уважением он пользовался. Не только христиане, но и иудеи, и язычники толпами стремились на улицу и настойчиво теснились ко гробу почившего святителя. Его нравственные и общественные наставления нисколько не устарели, и для нашего поколения они продолжают быть источником мудрости.

 



Как молиться перед иконой

О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и с земли приверженных возведи к высоте небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православней Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.


О великий и пресвятый святителю отче Василие, преславный вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея пренепорочнаго девства предызбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе. Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, о премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогда же на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егда же час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми неприступнаго Божия величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную же и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.


О великий и преславный святителю Христов, всея вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, всеблаженне отче Василие! Призри с высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето, и во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу воспевати и славити, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.


О великий и пресвятый святителю, отче Василие! Призри от высот небесных на нас, раб Божиих (имена), и умоли Господа, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, воспевати и славити во веки веков.
  


Дата создания:  11.04.2012 09:30:00

← Назад к списку

 
 



   
 
 
Официальный сайт храма преп. Серафима Вырицкого
192284, Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 26
e-mail: kupchino-serafim@yandex.ru kuhr@list.ru
Приход храма во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
тел: 8-905-254-38-97
 
   
Rambler's Top100 Rambler's Top100